Торговые связи адыгов и русских имеют давнюю историю. Особенно усилились они с переселением казаков на Кубань. В обмен на соль горцы отдавали казакам хлеб, саженцы и даже оружие. При этом мена производилась из расчета "... за всякую мерку соли с верхом — по две таковых же пшеницы". В целом же, по И. Клингену, оборот черкесской торговли в конце XVIII в.
составлял около 1 млн. руб. серебром.В начале XIX в. торговые связи русских с горцами усилились, причем "особо содействовала" этому кавказская уроженка, жена коменданта Анапы ген. Бухольца (Екатерина Михайловна Бу-хольц происходила из известной фамилии Эдиге-Дауровых племени абадзехов). В октябре 1811 г. были изданы утвержденные Александром I особые правила для торговых сношений "с черкесами и абадзинцами". Были устроены меновые дворы в Керчи и Бугазе с целью "... возбудить сколько можно более сношений и посредством деятельности и выгод торговли внушить народам сим пользу ее и приучить черкесов к употреблению наших продуктов и изделий".
Русская администрация со своей стороны рассматривала предоставление права свободной торговли для адыгской знати как своеобразную привилегию и поощрение. Так, в 1813 г. герцог Ришелье "... во уважение услуг, оказанных России приверженным к оной закубанским владельцем Ха-нуком", приказал атаману Бурсаку беспрепятственно пропускать через Кубань все перевозимые им товары. Об обменных операциях с черкесами упоминает и предписание гр. Ланжерона атаману Черноморского казачьего войска полк. И.Н. Матвееву от 30 сентября 1816г.: "Государь император повелеть изволил отпустить надворному советнику Скасси некоторое количество крымской соли для промена черкесским народам и установления через то торговых с ними сношений. Следует содействовать господину Скасси в сношениях с черкесскими народами". Со своей стороны Скасси сообщал властям, что "мера эта (открытие меновых дворов) была по вкусу черкесам, и торговля немедленно завязалась". Так, в соответствии с утвержденными "правилами", в 1814 г. был отправлен транспорт "Дунай" с солью в прибрежную долину р. Пшад — местопребывание адыгского дворянина Ендарко-Магмета Супако, который, по сообщению Л.Я. Люлье, "обещал оказывать нам свое содействие и покровительство". В 1818 г. была отправлена из Керчи в р. Пшад шхуна "Черкешенка" с солью, там же построены магазины и склады для обменных операций с горцами. К 1826 г. на правом берегу Кубани в пределах Черноморья было открыто уже 6 меновых дворов: Редутский, Малолагерный, Великолагерный, Екатеринодарский, Ново-Екатерининский и Славянский. Кроме того, на Бугазе существовали еще два меновых двора и карантинная таможня.
Источник: [url=https://zen.yandex.ru/media/id/5a60368257906a2fcf791879/torg...[/url]
Свежие комментарии