На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

85. Садзы - абхазские викинги

В произведении Вахушти Багратиони "История царства грузинского" рассказывается эпизод когда совместно мегрельская и гурийская армии отправились воевать с джиками (с садзами). Вахушти Багратиони: Потом собрались Мамия Дадиани и Мамия Гуриели и направились в Джикети, ибо нападали они на Одиши и Гурию на судах с моря.

Встретили джики их в укреплениях, бились крепко и обратили войско имеров в

В произведении Вахушти Багратиони "История царства грузинского" рассказывается эпизод когда совместно мегрельская и гурийская армии отправились воевать с джиками (с садзами).

Вахушти Багратиони:

Потом собрались Мамия Дадиани и Мамия Гуриели и направились в Джикети, ибо нападали они на Одиши и Гурию на судах с моря. Встретили джики их в укреплениях, бились крепко и обратили войско имеров в бегство, убили Мамию Дадиана и пленили Мамию Гуриела и захватили их имущество и добычу лета Христова 1532, грузинского 220, а бежавшие остатки воинов возвратились к себе. И посадили Дадианом Левана и выкупил Мамию Гуриела сын его Ростом и вернулся Мамия в Гурию. После этого умер Мамия Гуриели лета Христова 1534, грузинского 222 и сын его Ростом сел Гуриелом.

Раскрывается автором эта история несколько с другой стороны, нежели в грузинской летописи. Грузинский царевич показал в своем произведении настоящую причину данного похода против садзов - пиратство. Садзы оказывается на своих пиратских камарах делали регулярные нападения на Мегрелию и Гурию, подобно викингам. И грузинские князья решили покончить с источником этих беспокойств.

В грузинской (парижской) летописи этот мотив не был указан:

«1533. В короникон 221 Дадиани Мамиа и Гуриели Мамиа отправились в поход по морю на кораблях в Джикетию; сражение произошло января месяца тридцатого. В первый день эти одержали победу; на второй день, в пятницу, прогневался бог на одишцев, была измена, и отступили, оставив Дадиани, Гуриели и войско Гуриели; джики напали на них и сразились: Дадиани, Гуриели и войско Гуриели истребили многих. Были убиты сын Гуриели Георгий и его дворяне. Изнурённых сражением предал проклятый Цандиа Иналдипа; раздели Дадиани, догола раздетыми изрезали Гуриели и трёх его братьев, епископов, а войско взяли в плен. Туда направился католикос Малакия и вызволил живых, а мёртвых выкупили за деньги»
85. Садзы - абхазские викинги
Рисунок Тетбу де Мариньи. Circassian War-Boat. 1837 Рисунок Тетбу де Мариньи. Circassian War-Boat. 1837

Пиратство у абхазов было издревна. Известный географ Страбон (нач. I в.н.э.) один из первых описал гениохов-пиратов (предков абхазов):

Обитатели живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 человек и редко могущие принять 30; эллины называют их камарами… Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую нибудь местность и даже город, они господствуют на море… Возвращаясь в родные места, они за неимением стоянок взваливают свои камары на плечи и уносят в леса… а когда наступает время плавания, они снова сносят камары на берег.

Корнелий Тацит ( ок 58-117г.г.н.э) описал восстание причерноморских варваров под руководством Аникета против Рима. Восставшие разорили Трапезунд и сожгли римские суда находившиеся в бухте этого города. Из контекста ясно, что под варварами имелись ввиду абазги, апсилы и зихи.

Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти называются у них камары… варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами… грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади…

Пиратство продолжало существовать как явление и в XIX веке, садзы и убыхи организовывались на подобные мероприятия. Об этом, как об одном из примеров подобного рода, рассказал А. Н. Дьячков-Тарасов в своем произведении "Гагры и их окрестности в историко-географическом отношении":

Убыхи и джигеты, не в первый раз пускали в ход свою флотилию: в начале 1834 года горцы на нескольких галерах подплыли к Пицундскому укреплению с намерением вырезать гарнизон и ограбить храм», а в 1841 году переправа через р. Бзыбь совершалась абхазами и джигетами "на длинных каюках".
Сухумская бухта. 1826. Путешествия в Южной России, Жан-Франсуа Гамба. Сухумская бухта. 1826. Путешествия в Южной России, Жан-Франсуа Гамба.

Интересно, что Иван Федорович Бларамберг описывая пиратство на Восточном Причерноморье первенство в этом деле отдал абхазам.

Убыхи, чепсуи и гусие, занимавшие устья речек Пойсва, Шиаке и Зуазо, впадающих в Черное море, научились у своих соседей абхазов заниматься пиратством. Они нападают иногда на торговые суда, которые задержаны на этих широтах безветрием в море. Они уходят на 20—30 верст от берега на барках, которые берут на борт 40—100 человек и даже более.
[img]"[/img]
Эскиз абхазского судна. 1826. Путешествия в Южной России, Жан-Франсуа Гамба. Эскиз абхазского судна. 1826. Путешествия в Южной России, Жан-Франсуа Гамба.

Тетбу де Мариньи в своих описаниях также поделился своими впечатлениями о морском деле черкесов (абазов).

...Их судно, так же как и все те, что я видел ранее, было плоскодонным, без киля, обшивка была прикреплена к очень тонкому каркасу судна гвоздями и нагелями из дерева. На носу возвышалось изображение головы животного, определить которое было бы весьма затруднительно, однако черкесы утверждают, что это была голова козла. Не было ли это сохранившимся на долгие годы воспоминанием о голове барана, изображение которой украшало нос греческого судна, приведшего в эти края Фрикса? Весла на их судах очень короткие, прикреплены к уключинам необыкновенной длины, и имеют поперечные перекладины для рук гребца. Они пользовались рулем и маленьким квадратным парусом. Многие из этих барок достаточно велики, чтобы вместить до шестидесяти человек; именно на таких барках они нападают иногда на невооруженные торговые суда, захватывая их врасплох на небольшом расстоянии от их берегов. Древние называли эти барки черкесов «камара».

Чтобы добраться до берега, я сел в барку вассалов Индар-Оглы, которые скандировали нараспев «арираша», своего рода рефрен, который черкесские гребцы исполняют на два голоса, сопровождая их движением своих весел, причем сила гребка зависит от тона рефрена; к этому скандированию они добавляют комичные гримасы, что является одним из главных качеств хорошего гребца.

То что Тетбу де Мариньи описывал абазов, называя их черкесами ясно из контекста его описаний в целом, а также об этом говорит засвидетельствованный рефрен "арираша", который существует только у абхазов. Абхазский лингвист Борис Георгиевич Джонуа обращал внимание, что в абхазских песнях существует большое количество вариантов рефрена без усилительной частицы "уа-", которых нет в других песенных традициях Северного Кавказа, рираща, раща, рада, райда, рарира, радагьа, и др.

Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги» (Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Народности, проживающие за Кубанью и до самых высоких вершин Кавказа, а также те, кто занимает побережье, принадлежат к трем различным нациям: черкесам, абазам и татарам; я думаю, что между Кубанью и Сухум-Кале есть только абазы; их имя можно обнаружить в названии древних «Аббаса», а имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты»; возможно, натухайцы (Natoukhaitsi) берут свое происхождение от ахейцев.

С одной стороны Тетбу де Мариньи как бы себе противоречит, говоря, что черкесы называют себя только адыгами, и в тоже время говорит, что к югу от Анапы живут только абазы. Но при этом, находясь на юге от Анапы (в Геленджике) рассказывает о черкесах, как о местных жителях.

Но всё становится на свои места, когда он называет таманских татар черкесами. То есть, автор использовал термин черкес в двух смыслах, в общем смысле - всех представителей Западного Кавказа, и в частном - адыгов. Абазы Геленджика были названы им черкесами в общем смысле.

Натухаи, которые являются одним из абазинских племен, живут к западу от шапсугов (Chapsoukhe), их территория простирается вдоль Кубани с запада на восток на восемь лье до ручья Кудака, на юге они примыкают к Большой Абазе, которая начинается за Пшадой у натухайцев, а на левом берегу Кубани обосновались татары, или черкесы, бывшие обитатели Таманского острова, который они покинули после занятия Крыма русскими; им дают название «островитян», среди них есть несколько крымских султанов.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #джики #восточное причерноморье #пираты #шапсуги #натухайцы

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх