В 1563 г. адыгские князья протурецкой ориентации обратились к султану с предложением совместно идти войной на Астрахань и вернуть ее под власть Турции. В 1565 г. в Бахчисарай прибыли послы от "горских черкес", повторившие такое предложение. Однако, когда в 1569 г. крымские татары и турки двинулись в поход на Астрахань, западные адыги передумали и не приняли в нем участия.
За это они пострадали от карательной экспедиции, организованной татарами. Но и татарам пришлось нелегко: "черкасы царевичевых татар побили". Об этом событии сообщал в Москву русский посол А. Нагой.Русско-адыгское военное содружество обеспечило горцам определенную безопасность. Россия в трудной обстановке заступалась за своего нового союзника, оказывая ему всестороннюю помощь, как военную, так и дипломатическую. Так, еще в 1558 г. русский царь приказывал ногайскому князю, чтобы он "черкасам лиха никакого не учинил". В грамоте крымскому хану Адиль-Гирею (1570 г.) русское правительство также указывало: "Черкасской земли не воевать".
Положение Кабарды на Кавказе особенно укрепилось после женитьбы царя Ивана Грозного на дочери Темрюка Идарова — Кученей (Гушенай, Гошевнай, христианское имя — Мария). Кабардинские князья охотно выезжали в Москву, достигнув там высоких военных и гражданских чинов (Михаил Черкасский, Александр Черкасский, Дмитрий Майстрюкович, Сунчалей и др.).
Во второй половине 60-х гг. XVI в. связи России с Западной Черкесией несколько ослабли. Одновременно усиливается протурецкая ориентация части адыгских племен. Так, сохранились документы, подтверждающие, факт дружеского отношения адыгов к туркам. Как отмечает С.Х. Хотко, "... единственный раз турецкой армии удалось пройти через всю территорию Черкесии. Это произошло в 1572 г.: армию возглавлял опытный османский военачальник Черкес Оздемир-оглу Осман-паша. Он был принят соплеменниками как дорогой гость. Турецкий автор Э. Челяби сообщает, что его армия зимовала в Черкесии в течение семи лет, ведя в "Ширване и Шемахе войну с персами". Но несмотря на ослабление дипломатических и политических контактов, русское правительство продолжало считать черкесов и абазин своими подданными. В русских источниках последующих десятилетий постоянно подчеркивается, что "... черкасы все (выделено нами. — Авт.) служат государю нашему", что под рукой русского царя находятся "горские князи и Черкасская земля; Кабардинская, Абазинская и Ногайские орды, а также черкасы абыслейские (т.е. бесленеевцы). В титуле царя Бориса Годунова значится: "Государь кабардинские земли, черкасских и горских князей".
Свежие комментарии