Чачхалиа Д. К. Аубла. Абхазский княжеский род. Владетели прибрежной земли в западной части исторической Абхазии между мамайским хребтом и р. Хостой (центральный район современного Б. Сочи). По имеющейся версии происходят от владетельской фамилии Чачба. Этим можно объяснить особое почтение, с которым относились к представителям этого рода во всей Абхазии.
По давней фамильной традиции, детей своих Аубла не ставят на землю, а носят на руках многочисленные няньки порой до 3-летнего возраста, а то и более. Затем устраивается званный пир в честь поставления ребенка на землю, после чего он может передвигаться самостоятельно. Но и потом, слуги и вассалы князя Аубла считали недостойным его высочества стоять на сырой земле и джигиты стелили под ноги Аубла бурки, снятые со своих плеч. Имение князей Аубла называлось Саша, Сача или Садша. В подчинении князей Аубла находилось до свыше 70 вассальных дворян, владевших в имении сеньёра отдельными селами, поселками, кварталами. Среди вассалов князей АуЧачхалиа Д. К.
Аубла. Абхазский княжеский род. Владетели прибрежной земли в западной части исторической Абхазии между мамайским хребтом и р. Хостой (центральный район современного Б. Сочи).
По имеющейся версии происходят от владетельской фамилии Чачба. Этим можно объяснить особое почтение, с которым относились к представителям этого рода во всей Абхазии. По давней фамильной традиции, детей своих Аубла не ставят на землю, а носят на руках многочисленные няньки порой до 3-летнего возраста, а то и более. Затем устраивается званный пир в честь поставления ребенка на землю, после чего он может передвигаться самостоятельно. Но и потом, слуги и вассалы князя Аубла считали недостойным его высочества стоять на сырой земле и джигиты стелили под ноги Аубла бурки, снятые со своих плеч.
Григорий Гагарин. Совещание черкесских князей в 1839—40-х гг. Из альбома " Le Concaseploresque. Dessine d'apres nature par le Prince G.Gagarin', Paris, 1847. Григорий Гагарин. Совещание черкесских князей в 1839—40-х гг. Из альбома " Le Concaseploresque. Dessine d'apres nature par le Prince G.Gagarin', Paris, 1847.Имение князей Аубла называлось Саша, Сача или Садша. В подчинении князей Аубла находилось до свыше 70 вассальных дворян, владевших в имении сеньёра отдельными селами, поселками, кварталами. Среди вассалов князей Аубла были дворяне Чуа, Чазмаа, Арлан, Бзыгуа. Территориально соприкасаясь с приморскими шапсугами и убыхами, они не вступали в родство даже с лидерами последних, поскольку у тех не было аристократов княжеского достоинства, а только лишь дворянского. Поскольку Аубла были одного происхождения с владетелями Абхазского княжества, то представитель рода Аубла пользовался беспрецедентным правом не вставать, когда остальные абхазские и джигетские князья вставали, приветствуя, владетеля Чачба или других членов владетельского дома.
Путешественник первой половины XVII века Эвлия Челеби писал, что «земля народа садша из числа абхазов» могла выставить в поход до 10 тысяч вооруженных воинов.
Сопровождения владетеля Садша Аубла Али Ахмета при его поездке к владетелю Абхазского княжества Михаилу Георгиевичу состояла из кавалькады в 300-400 всадников.
В недавнем христианском прошлом главной церковью поместья был домовый храм князей Аубла. Назывался он по имени помещиков – Аубла ныха (Аублова церковь). Селение, в котором жил последний владетель поместья Сача, в русских документах порой именуется, как Архыщна Аху (Холм {надочажной} цепи). А само поместье Сача – Аубла Твыла (Земля Аубла).
На пепелище церкви к XIX-му столетию оставались лишь водруженные кресты на древнем погосте, предметы церковной утвари и цепь от паникадила, повешенная на нижней ветке развесистого дерева, некогда стоявшего в церковной ограде.
10 мая 1838 года здешний владелец Ахмет и сын его Али-бей были возмущены вандализмом сторонников священной войны с христианами. Они восприняли как надругательство и прямое оскорбление снесение крестов на их древнем кладбище и святилище Аубла-ныха. Специальное собрание по этому вопросу, состоявшееся в Сача, осудило виновных, которыми оказались приверженцы Магомеда Амина и сам наиб Шамиля на Западном Кавказе. Среди крестов были как просто железные, так и несколько позолоченных. Главные кресты с цепью висели на святом дереве в урочище Архыщна Аху. Другие были водружены на погосте.
Являясь, как и другие джигеты, этническими абхазами (апсуа), живущие сегодня в Турции представители рода Аубла почитают и придерживаются традиционной культуры «апсуара» (абхазство) и ее понятия прививают своим детям. Род Аубла сильно пострадал в процессе выселения из Кавказа в Турцию в середине столетия. Султан принял князей Аубла с великим почетом и предоставил им жительство в ближнем и престижном предместье Стамбула – Бешикташ. Они пожили там некоторое время, но затем захотели быть в окружении своих соотечественников. Таким образом, князья Аубла переселились в уже образовавшееся селение абхазских изгнанников – махаджиров, Джгерду. Старшее поколение хорошо говорит на абхазском языке. Жены их – абхазки, также представительницы высшей знати.
В абхазском языке имеется целый ряд пословиц и поговорок, связанных с родом Аубла и отражающих его высокородность.
Слово Аубла имеет и второе значение – святой, пророк. И эти божественные свойства признаются за членами фамилии Аубла. Возможно, в прошлом кто-нибудь из предков Аубла был главой церкви или другим, высшего ранга священнослужителем. «Аубла – паимбаруп», - говорят абхазы и сегодня, что означает «Аубла – это архангел».
Мнение Аубла было окончательным приговором в тяжбах и спорах. Владетель был главным судьей. Даже будучи в Турции, в изгнании, представители рода Аубла не раз приглашались в Абхазию для разрешения наиболее трудных дел или прекращения кровной вражды.
#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #кавказ #восточное причерноморье #сочи #шапсуги
Свежие комментарии