Пар. 182, стр. 121-123 Черкесы — это жители Кавказских гор в районе Кабарды, который расположен между реками Кубань и Дон, занимая 600 миль в длину. Это — храбрый и сильный народ; однако несплоченность губит их. [Жители] района, делятся на 3 сословия: князь, дворяне и [простой] народ. Кабардинский народ находится под властью 3 князей.
Князь более древнего племени является главой и судьей всего народа. Князья пользуются большим авторитетом и считаются как бы священными, хотя по одеянию, местожительству и пищей не особенно отличаются от простого народа. В общем все одинаковы. Они не имеют писаного закона, но следуют древним обычаям. В случае большой необходимости все собираются, главный из князей предлагает выслушать дело, и старики выносят [174] решение от имени народа. Благодаря легковерию, народ быстро подчиняется своим старикам, ибо старики очень уважают естественное право, и он (народ) слепо повинуется старикам. Кода у князя рождается сын, то отец выбирает выдающегося мужа, который впоследствии должен стать ему воспитателем. Когда мальчику исполняется год, кладут ему оружие и игрушки. Если мальчик возьмет в руки оружие, то все считают это за великое событие, устраивают большое веселье /122/ в присутствии всех родственников. Когда же мальчику исполнится 7 лет, то его удаляют из отцовского дома и переселяют в дом воспитателя, который учит его, как оседлатъ лошадь, как обращаться с оружием, разбою и воровству. И пока не выкажет успеха и не совершит большой разбой, он не может вернуться в отцовский дом. Простой народ очень старается похитить княжича и воспитать его [в своем духе], ибо этим путем воспитатель может прославиться и вступить в ряды дворян. Крымские ханы своих сыновей посылали сюда на воспитание и обучение, как оседлать лошадь. Матери воспитывают дочерей и учат их брать с себя пример. С момента рождения затягивают их в широкий кожаный пояс и оставляют их опоясанными до тех пор, пока они не вырастут и пояс сам собой не разорвется. Тогда им делают новый пояс. Выросшие девочки — красивые и стройные, и получают хорошее воспитание. Из их среды выходят остроумные и талантливые девушки, которые способны на всякую работу. И они славятся среди чужестранцев. Во время помолвок все в одном месте пляшут. Молодой человек разными движениями заигрывает с девушкой, которая ему нравится, и так определяют помолвку. Воспрещено, чтобы муж явно сожительствовал с женой. Когда: муж умирает, жена распускает волосы и, царапаньем лица вступая в траур, долго оплакивает его. Эти женщины верхом на хороших конях творят много геройства. Потому-то некоторые считают их амазонками. Плутарх рассказывает 44, что в войнах албанцев были женщины-амазонки, которые, как говорят, жили в Кавказских горах и у которых нашли щиты, полусапожки и прочее оружие с украшениями. У черкесов нет твердой религии, хотя они приближаются к чужестранцам, и многие из них даже переродились, но действуют по-своему. Они имеют различные предрассудки и удивительные обычаи, притом каждое племя по-своему. Когда они вступают в войну, некоторые из них забирают пленных Московии и, закалывая, приносят в жертву /123/ во спасение души своих единоплеменников, которые должны умереть в той же войне. И от неба ожидают вознаграждение за пролитую кровь. Они не имеют письмен. 'Некоторые обучаются чужестранной грамоте. В горах на надмогильных плитах имеются надписи, которые, однако, не читаются. Князья говорят, что они имеют старинные книги. Происхождение черкесов не известно. Кажется, что они гунны или хазары — жители Кавказа, согласно Истории Плиния 45. Историк Константин Порфирородный (Порфирогенет) называет их 46 кабари, которые мол пришли с Востока, почему и страна названа была Кабарда. Их язык отличается от остальных. Например: m'ha — бог; ята — отец; яна — мать; саво — сын; п'сасэ — девочка; nahar — брат; шуг'к' — сестра; ц'фэ- человек; най — глаз; жай — рот; к'у — сердце; an' — рука; и прочее. Анапские абазы тоже говорят на этом языке. [Моисей] Хоренский упоминает 47 апхаз и апшел, которые суть абхазские племена и которые живут в Кавказских горах, некоторые же на побережье моря. Однако жители гор более дикие и следуют странным обычаям, языческим предрассудкам и удивительным церемониям, каждое племя по-своему. Они очень любят заботиться о зеленых деревьях, жгут только лишь засохшие деревья и очень страшатся больших деревьев. Они считают, что деревья эти, имея душу, являются господними священными существами. Также благоговейно почитают могилы; не скупятся в поминках, вспоминая своих покойников и много заботясь о них. МИНА МЕДИЧИ ИСТОРИЯ ПОНТА Пар. 182, стр. 121-123 Черкесы — это жители Кавказских гор в районе Кабарды, который расположен между реками Кубань и Дон, занимая 600 миль в длину. Это — храбрый и сильный народ; однако несплоченность губит их. [Жители] района, делятся на 3 сословия: князь, дворяне и [простой] народ. Кабардинский народ находится под властью 3 князей. Князь более древнего племени является главой и судьей всего народа. Князья пользуются большим авторитетом и считаются как бы священными, хотя по одеянию, местожительству и пищей не особенно отличаются от простого народа. В общем все одинаковы. Они не имеют писаного закона, но следуют древним обычаям. В случае большой необходимости все собираются, главный из князей предлагает выслушать дело, и старики выносят [174] решение от имени народа. Благодаря легковерию, народ быстро подчиняется своим старикам, ибо старики очень уважают естественное право, и он (народ) слепо повинуется старикам. Кода у князя рождается сын, то отец выбирает выдающегося мужа, который впоследствии должен стать ему воспитателем. Когда мальчику исполняется год, кладут ему оружие и игрушки. Если мальчик возьмет в руки оружие, то все считают это за великое событие, устраивают большое веселье /122/ в присутствии всех родственников. Когда же мальчику исполнится 7 лет, то его удаляют из отцовского дома и переселяют в дом воспитателя, который учит его, как оседлатъ лошадь, как обращаться с оружием, разбою и воровству. И пока не выкажет успеха и не совершит большой разбой, он не может вернуться в отцовский дом. Простой народ очень старается похитить княжича и воспитать его [в своем духе], ибо этим путем воспитатель может прославиться и вступить в ряды дворян. Крымские ханы своих сыновей посылали сюда на воспитание и обучение, как оседлать лошадь. Матери воспитывают дочерей и учат их брать с себя пример. С момента рождения затягивают их в широкий кожаный пояс и оставляют их опоясанными до тех пор, пока они не вырастут и пояс сам собой не разорвется. Тогда им делают новый пояс. Выросшие девочки — красивые и стройные, и получают хорошее воспитание. Из их среды выходят остроумные и талантливые девушки, которые способны на всякую работу. И они славятся среди чужестранцев. Во время помолвок все в одном месте пляшут. Молодой человек разными движениями заигрывает с девушкой, которая ему нравится, и так определяют помолвку. Воспрещено, чтобы муж явно сожительствовал с женой. Когда: муж умирает, жена распускает волосы и, царапаньем лица вступая в траур, долго оплакивает его. Эти женщины верхом на хороших конях творят много геройства. Потому-то некоторые считают их амазонками. Плутарх рассказывает 44, что в войнах албанцев были женщины-амазонки, которые, как говорят, жили в Кавказских горах и у которых нашли щиты, полусапожки и прочее оружие с украшениями. У черкесов нет твердой религии, хотя они приближаются к чужестранцам, и многие из них даже переродились, но действуют по-своему. Они имеют различные предрассудки и удивительные обычаи, притом каждое племя по-своему. Когда они вступают в войну, некоторые из них забирают пленных Московии и, закалывая, приносят в жертву /123/ во спасение души своих единоплеменников, которые должны умереть в той же войне. И от неба ожидают вознаграждение за пролитую кровь. Они не имеют письмен. 'Некоторые обучаются чужестранной грамоте. В горах на надмогильных плитах имеются надписи, которые, однако, не читаются. Князья говорят, что они имеют старинные книги. Происхождение черкесов не известно. Кажется, что они гунны или хазары — жители Кавказа, согласно Истории Плиния 45. Историк Константин Порфирородный (Порфирогенет) называет их 46 кабари, которые мол пришли с Востока, почему и страна названа была Кабарда. Их язык отличается от остальных. Например: m'ha — бог; ята — отец; яна — мать; саво — сын; п'сасэ — девочка; nahar — брат; шуг'к' — сестра; ц'фэ- человек; най — глаз; жай — рот; к'у — сердце; an' — рука; и прочее. Анапские абазы тоже говорят на этом языке. [Моисей] Хоренский упоминает 47 апхаз и апшел, которые суть абхазские племена и которые живут в Кавказских горах, некоторые же на побережье моря. Однако жители гор более дикие и следуют странным обычаям, языческим предрассудкам и удивительным церемониям, каждое племя по-своему. Они очень любят заботиться о зеленых деревьях, жгут только лишь засохшие деревья и очень страшатся больших деревьев. Они считают, что деревья эти, имея душу, являются господними священными существами. Также благоговейно почитают могилы; не скупятся в поминках, вспоминая своих покойников и много заботясь о них. МИНА МЕДИЧИ ИСТОРИЯ ПОНТАЧеркесы
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии