Место захоронения легендарного предка правящей знати Кабарды князя Инала давно вызывало интерес у историков-кавказоведов. Не остался в стороне от этого вопроса и Ш.Б.Ногмов, который первым дает подробную информацию о нем в "Истории адыхейского народа". Согласно данным известного просветителя, место захоронения Инала Великого находится в Абхазии, и оно носит название Инал-къубэ, т.
е. "Иналова могила". Ш.Б.Ногмов пишет, что и "теперь народ свято чтит прах Инала, запрещает пасти скот вблизи его могилы, убивать зверя в ее окрестности считается преступлением" . Л.И.Лавров свидетельствует: "Старики-абазины рассказывали, что на границе их с абхазами была почитаемая могила "Инал-къубэ" - "Иналов мавзолей"Место захоронения легендарного предка правящей знати Кабарды князя Инала давно вызывало интерес у историков-кавказоведов. Не остался в стороне от этого вопроса и Ш.Б.Ногмов, который первым дает подробную информацию о нем в "Истории адыхейского народа". Согласно данным известного просветителя, место захоронения Инала Великого находится в Абхазии, и оно носит название Инал-къубэ, т.е. "Иналова могила". Ш.Б.Ногмов пишет, что и "теперь народ свято чтит прах Инала, запрещает пасти скот вблизи его могилы, убивать зверя в ее окрестности считается преступлением" .Л.И.Лавров свидетельствует: "Старики-абазины рассказывали, что на границе их с абхазами была почитаемая могила "Инал-къубэ" - "Иналов мавзолей" .
Данные же адыгского фольклора тоже свидетельствуют о том, что Инал похоронен в Мдавее (Абхазия) после заключения мира с абхазами, которые противились его власти .
"Святилище Инал-къубэ" на реке Псху в верховьях Бзыби до недавнего времени, по данным Ш.Д.Инал-ипа, почиталась абхазами . В настоящее время Мирра Константиновна Хотелашвили (Инал-Ипа) заканчивает подготовку к печати работы Ш.Д.Инал-Ипа "Адыгейский князь Инал и Абхазия". Данная работа представляет собой исследование, состоящее из нескольких самостоятельных блоков. На фоне абхазо-адыгских, в основном абхазо-кабардинских, историко-этнографических параллелей, им дается довольно обширный обзор преданий и легенд о великом князе Инале, а затем рассматривается культ горы Инал-къубэ, находящейся в Псху, считающейся местом захоронения Инала. В главе, посвященной этой теме, приведены описания многочисленных преданий и молений родовых и фамильных групп абхазского населения, сохранившихся до недавнего времени. Специальным разделом даются дополнительные материалы о родах Цандба и Инал-Ипа, связанных каким-то образом с культом горы-аныха Инал-къубэ.
В ходе командировки в Абхазию удалось выяснить, что могила Инала находится на одноименной горе, которая до сих пор чтится местным населением. Многие жители Абхазии сообщают об аномальных явлениях, которые имеют место на Инал-къубэ. По народным преданиям, после поражения черкесов на Красной Поляне во время Кавказской войны русские войска двинулись в Псху, где находился последний оплот сопротивления абхазов. В знак покорения Черкесии и Абхазии казаки затащили свои пушки на Инал-къубэ, откуда начали стрелять. Увидев, что завоеватели находятся на святой горе, горцы смирились с поражением, после чего начался массовый исход жителей Абхазии в Турцию .
Из семи святынь в Абхазии выделяют три наиболее почитаемых, а из этих трех Инал-къубэ считается первой святыней (аныха) абхазов. По словам Заура Чичба (его семья передавала титул верховного жреца Абхазии из поколения в поколение на протяжении тысячи с лишним лет), Инал-къубэ - древнейшая святыня абхазов.
Большую помощь в ходе исследования оказал начальник управления охраны историко-культурного наследия Абхазии, к.и.н. археолог Вадим Бжания. Он сообщил, что на территории Псху и в его окружении археологические исследования Причерноморской экспедиции института археологии СССР и Абхазского института гуманитарных исследований в 1970-1980 г. обнаружили несколько курганных групп, предположительно относящихся к типу кабардинских курганов. Такого типа захоронения имеются недалеко от пос. Санчара. Вадим Бжания также отметил, что на территории с. Псху имеются остатки средневековой крепости, которая называется Инал по имени великого князя. На территории крепости археологические исследования не проводились, поэтому нет точной характеристики и датировки.
Добравшись до Псху вместе с Романом, сыном известного абхазского археолога Зураба Хондзиа, мы произвели осмотр крепости Инал. Она находится к юго-востоку от с. Псху у обрыва к р. Баул. Средневековая крепость возвышалась над р.Баул на высоте 100 м. На северных подступах имелся фасад и ров шириной 8 метров. Главный вход крепости был с северной стороны - террасы. Высота стен достигала 7-8 метров. Данная крепость, судя по всему, являлась хорошо укрепленным пунктом по пути на Северный Кавказ через Санчарский перевал. Осмотр имевшихся поблизости курганов кабардинского типа позволяет предположить, что они относятся к XIV-XV вв. Они характеризовались курганными насыпями со сплошной панцирной обкладкой или широким кольцом у основания насыпи. Такого же типа курганы обнаружены и на территории Северного Кавказа в местах расселения кабардинцев в XIV-XV вв. Основание крепости Инал можно отнести примерно к тому же периоду. Все это лишний раз свидетельствует о времени деятельности князя Инала, а именно конце XIV - первой половине XV в.
Старейший житель с. Псху Калашников Петр Степанович, 1934 г. рождения, рассказал, что еще в советское время в 30-х-40-х гг. на поклонение к Инал-къубэ приходили кабардинцы и черкесы. Они пригоняли скот, половину которого резали, половину отпускали у подножия Инал-къубэ, с западной стороны которого имелась жертвенная плита. Он также сообщил, что лет 200 тому назад гора была лысой, а лес появился позднее. Русские жители с. Псху также почитают Инал-къубэ, называя гору Святой.
Спустившись вниз на 3 км. от с.Псху мы достигли долгожданной цели. Перед нами возвышалась гора Инал-къубэ, высота которой достигает 1200 метров над уровнем моря, где по преданиям похоронен князь Инал. Точное место захоронения Инала на горе окутано тайной. Местные жители утверждают, что он может быть похоронен в пещере на вершинах горы, которую трудно найти. Другие утверждают, что на южной стороне горы имеется выступ, напоминающий курган, явно искусственной формы, где также может находиться прах великого князя.
По всей видимости, Инал, как великий деятель, успешный полководец был предан земле тайно, как и другие великие завоеватели древности и средневековья. Сам факт его захоронения на такой видной горе свидетельствует о значимости и почете, который имел князь Инал.
Жители с. Псху да и всей Абхазии до сих пор не охотятся в лесах Инал-къубэ и без особой причины не подходят к горе, боясь возмездия со стороны святыни-аныха.
В завершении можно сказать, что мы надеемся, что будет проведена совместная экспедиция археологов Кабардино-Балкарии и Абхазии на Инал-къубэ, которая раскроет тайны захоронения Инала Великого.
Жираслан Кагазежев
Свежие комментарии