На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Аслан Ципинов - кто убил и кто продолжил его дело?

Мы начали наш рассказ о черкесских традиционных масках с тревожных вестей, пришедших из Адыгеи: особенно в последнее время адыги стали понимать, что практически потеряли свои языческие корни. Уже не приносятся жертвоприношения для обильного урожая, не происходят обряды вызывания дождя, не веселит на свадьбах «ритуальный козёл» ажэгъаф с его многочисленными выходками и играми… Однако сегодня ещё есть люди, для которых древние народные традиции не просто воспоминания, но живой возрождающийся процесс, любимое дело и призвание.

Речь идёт о семье потомственных фольклористов Ципиновых из Кабадино-Балкарии. К сожалению уже почти 9 лет как нет в живых старшего Ципинова - Аслана Амербиевича. 29 декабря 2010 года 51-летнего Аслана Ципинова вызвали из дома в селении Шалушка Чегемского района два человека, которые приехали на автомобиле. Преступники дважды выстрелили Ципинову в голову. От полученных ранений ученый скончался на месте...

Аслан Ципинов - кто убил и кто продолжил его дело?

Мы начали наш рассказ о черкесских традиционных масках с тревожных вестей, пришедших из Адыгеи: особенно в последнее время адыги стали понимать, что практически потеряли свои языческие корни. Уже не приносятся жертвоприношения для обильного урожая, не происходят обряды вызывания дождя, не веселит на свадьбах «ритуальный козёл» ажэгъаф с его многочисленными выходками и играми…
Однако сегодня ещё есть люди, для которых древние народные традиции не просто воспоминания, но живой возрождающийся процесс, любимое дело и призвание. Речь идёт о семье потомственных фольклористов Ципиновых из Кабадино-Балкарии. К сожалению уже почти 9 лет как нет в живых старшего Ципинова - Аслана Амербиевича.
29 декабря 2010 года 51-летнего Аслана Ципинова вызвали из дома в селении Шалушка Чегемского района два человека, которые приехали на автомобиле. Преступники дважды выстрелили Ципинову в голову. От полученных ранений ученый скончался на месте.


Аслан Амербиевич Ципинов, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки КБР, академ-секретарь историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН). Докторская диссертация на тему «Мифо-эпические традиции адыгов». Заведовал отделом Черкесского фольклора в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований, читал лекции в Кабадино-Балкарском государственном университете.
В 2008 г. Ципинов добился организации в Кабардино-Балкарском госуниверситете кафедры литературы и фольклора Северного Кавказа и Центра адыгской культуры при этой кафедре. Также занимался пчеловодством.

[img]"[/img]


Он был известен как собиратель черкесского фольклора и популяризатор традиций и обычаев черкесов (адыгов). Аслан Ципинов был одним из немногих, кто занимался возрождением черкесской культуры и обычаев. Часто проводил в Нальчике черкесские фольклорные праздники, пропагандировал традиционные черкесские ценности, что и стало причиной его убийства радикалами.

Однако дело отца продолжает его старший сын - Идар Ципинов. Еще будучи школьником, он выбрал не юриспруденцию или экономику, столь модные среди абитуриентов Кабардино-Балкарии, а фольклористику. Выпускник Кабардинского отделения Института Филологии Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова, Идар Ципинов окончил аспирантуру в Кабардино-Балкарском Институте Государственном Институте Гуманитарных Исследований, защитил кандидатскую диссертацию, темой которой стал художественный конфликт в черкесской мифологии и эпосе.

[img]"[/img]


Около года после защиты Идар занимался пчеловодством, также традиционным в семье Ципиновых, помогая младшему брату Оздемиру в пасечном хозяйстве. Молодой ученый сделал ставку на продвижение традиционной адыгской культуры, в том числе и на свадебных торжествах.
В большинстве своем кабардинская свадьба сегодня – довольно скучное мероприятие, считает Идар. В погоне за модными тенденциями, чуждыми кавказским народам европейскими обычаями, главное торжество двух фамилий, объединяющихся родственными узами, стало шаблонным и однообразным. Многие традиционные свадебные обряды соблюдаются в настоящее время в подкорректированной форме, либо вовсе забыты. А это, по мнению Ципинова, совершенно несправедливо.
Сегодня младший Ципинов продолжает восстанавливать черкесские свадебные и не только обряды и игры. Игра в кости – к1эн джэгу, метание соломенных колец на вилы – гуахъуэидзэ – вот лишь некоторые из забав, которые проводит Идар на своих многочисленных праздниках.
В связи с деятельностью Идара, нельзя не упомянуть и ажэгъафэ (ряженый в козлиной маске). Это неотъемлемый персонаж любого адыгского торжества: свадьбы, праздника повязывания младенца в люльку, празднования первого шага ребенка или момент подвязывания копченого сыра. Ажыгъафэ не просто один из главных действующих лиц празднества, его персона неприкосновенна. Человек, который осмеливался нелицеприятно отозваться о нем или повздорить с ним, получал общественное порицание. Более того, он рисковал стать неприглашенным на следующее мероприятие. Функции ажэгъафэ не ограничивались лишь тем, что он веселил народ. На своем собственном примере он показывал то, чего делать не стоило.

[img]"[/img]


Ажэгъафэ стал неизменным спутником Идара. Он и сегодня, как много столетий назад, радует своим присутствием на праздничных мероприятиях, подбадривает участников традиционных адыгских игр, с удовольствием позирует фотографам и видеографам.
К слову для тех, кто решил провести свою свадьбу по обычаям предков, Идар предоставляет этническое подворье, где среди аутентичных предметов быта и военной амуниции можно окунуться в атмосферу жизни средневековых адыгов – народа богатой истории и уникальных традиций.

ПОЧЕМУ АДЫГИ НЕ СТРОИЛИ КРЕПОСТЕЙ?

Сообщения генуэзцев о черкессах

Русское завоевание Черкессии

Пути проникновения дольменной культуры на Кавказ.

"Нечего опасаться". Оценка русской армии японцами перед началом войны 1904 - 1905 годов.

3 техники, чтобы преодолеть сексуальные барьеры.

Несколько причин, почему богатым мужчинам нравятся худые женщины, а бедным мужчинам - полные дамы

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх