Устно-поэтическое творчество адыгов тоже сохранило предание о единоборстве Мстислава с Редедею, схожее с русской легендой, но с некоторыми отличиями. Согласно черкесскому преданию, зафиксированному Ш.Б. Шоровым, не Мстислав со своим ополчением, а князь Идар со своим дедом, князем бжедугским Хамишевым Эльжеруко, и могучим великаном Редедею пошел на Тамтэрэкайское (Тмутара-канское) княжество с целью покорения его.
Тамтэрэкайцы вышли к ним навстречу во главе со своим князем Мстиславом Владимировичем. Когда оба войска сошлись, по обыкновению тогдашних времен, Редеде, взяв на себя смелость, решить участь войны единоборством, сказал Мстиславу: «Чтобы не терять с обеих сторон войска, не проливать напрасно крови и не разрывать дружбы, одолей меня и возьми все, что имею». Тамтэрэкайский князь согласился с этим предложением и сам же пошел на вызов великана. Сняв с себя оружие, они схватились друг с другом. После нескольких часов борьбы Мстислав повалил Редедю на землю и поразил ножом. На этом пр Единоборстве Мстислава с РедедеюУстно-поэтическое творчество адыгов тоже сохранило предание о единоборстве Мстислава с Редедею, схожее с русской легендой, но с некоторыми отличиями. Согласно черкесскому преданию, зафиксированному Ш.Б. Шоровым, не Мстислав со своим ополчением, а князь Идар со своим дедом, князем бжедугским Хамишевым Эльжеруко, и могучим великаном Редедею пошел на Тамтэрэкайское (Тмутара-канское) княжество с целью покорения его. Тамтэрэкайцы вышли к ним навстречу во главе со своим князем Мстиславом Владимировичем. Когда оба войска сошлись, по обыкновению тогдашних времен, Редеде, взяв на себя смелость, решить участь войны единоборством, сказал Мстиславу: «Чтобы не терять с обеих сторон войска, не проливать напрасно крови и не разрывать дружбы, одолей меня и возьми все, что имею». Тамтэрэкайский князь согласился с этим предложением и сам же пошел на вызов великана. Сняв с себя оружие, они схватились друг с другом. После нескольких часов борьбы Мстислав повалил Редедю на землю и поразил ножом. На этом противостояние прекратилось, и адыги вернулись домой, огорченные не столько тем, что проиграли войну, а тем, что потеряли лучшего своего воина. Через некоторое время после случившегося, адыги, собрав большое войско, пошли отомстить за смерть Ре-деди и вернуть некогда отвоеванные у них Святославом Игоревичем, дедом Мстислава, земли. С обеих сторон бойцы упорно боролись, устилая землю своими костями, но в итоге сражение выиграли адыги. Разрушив все княжество и сравняв город с землею, они вернулись в Черкесию со славой блистательной победы.
В статье М . Меретуковой приводятся более уточненные данные о поединке рус -ского и касожского князей. Противостояние между русичами и касогами началось с того, что в 966 году киевский князь Святослав Игоревич «присоединяет, к своим владениям земли ясов (осетин), касогов (черкесов) на реке Койсу, а на полуострове Тамань овладевает касожским владением Тумтэрэкай. Русичи этот город переименовали в Тмутаракань». После смерти киевского князя Тмутаракань переходит во владение к его сыну Владимиру Святославичу, а от него к Мстиславу Владимировичу.
В отличие от ногмовской версии в статье М . Меретуковой князь Мстислав в 1022 году пошел на касогов , как это повествуется и в русских летописях , а не наобо -рот. И причина заключалась в том, что «ему приходилось испытывать неприятности со стороны касогов. Сильны и опасны были касоги, потерявшие когда-то Тумтэрэкай. Князь Мстислав решил избавиться от дерзкого и беспокойного соседа и приготовился к походу ».
М. Меретукова дает объяснение, почему Рэдэд пошел на единоборство. «Хитро поступил князь Мстислав, — пишет она, — выставив в первых рядах своего войска наемную касожскую конницу, которая не раз наводила страх на врагов Мстислава. Ка-сожская конница прикрывала его основные силы. Князь Мстислав решил столкнуть лбами «своих» касогов с их соплеменниками...». Тогда, чтобы избежать столкновения со своими земляками, Редедя и решил пойти на единоборство.
Следует отметить, что упоминание имени князя Идара в ногмовской версии является ошибочным. Потому что возглавлял касожское войско не князь Идар, а Редеде, как это и повествуется в русских летописях. И был он князем, а не просто могучим великаном, которому не было равных, как это подано в ногмовском варианте, иначе Мстислав, князь Тмутараканского княжества, не стал бы бороться с борцом не равным себе по социальному положению. Как считает Э.А. Шеуджен, «История государства Российского» Н.М. Карамзина как раз и «свидетельствует о некоторых важных моментах: во-первых, касожский князь воспринимался русским летописцем как равный сыну киевского князя; во-вторых, именно Редедя в соответствии со средневековым рыцарским обычаем «вызывал на единоборство», и его вызов, как вызов равного, был принят; в-третьих, не кто иной, как Мстислав, нарушил договоренность «побороться» — «не оружием будем биться, но борьбою», тем самым преступил закон, учитывая, что в ментальности средневековья договор «на уровне слова» воспринимался как нерушимый символ рыцарской чести».
Свежие комментарии