На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Социальные отношения в адыгском обществе

Несмотря на татаро-монгольское нашествие, у адыгов в конце XIII-XIV веков наблюдается развитие производительных сил, а соответственно и производственных отношений. "Адыгея в XIII -первой половине XVI вв. находилась на ранней стадии феодальных отношении". Советские исследователи в настоящее время признают, что в период позднего средневековья у всех народов Северо-Западного Кавказа, в том числе и у адыгов, уже существовали феодальные отношения, хотя наряду с ними сохранялись пережитки патриархально-родового строя.

Ценные сведения о наличии феодального строя у адыгов в XV веке сообщает нам Интериано.

Несмотря на татаро-монгольское нашествие, у адыгов в конце XIII-XIV веков наблюдается развитие производительных сил, а соответственно и производственных отношений. "Адыгея в XIII -первой половине XVI вв. находилась на ранней стадии феодальных отношении". Советские исследователи в настоящее время признают, что в период позднего средневековья у всех народов Северо-Западного Кавказа, в том числе и у адыгов, уже существовали феодальные отношения, хотя наряду с ними сохранялись пережитки патриархально-родового строя. Ценные сведения о наличии феодального строя у адыгов в XV веке сообщает нам Интериано. Он пишет, что "между ними (адыгами - Н. А.) есть знатные, вассалы и невольники; знатные в сильном почете и большую часть времени проводят верхом... Между знатными есть такие, которые имеют вассалов, и все живут независимо друг от друга, не признавая над собою никого, кроме бога, без судей и писаного закона; сила да сметка, да третейский суд решают споры". Таким образом, уже в XV в. у адыгов существовала феодальная иерархия. Интериано в данном случае употребляет термины, характерные для Западной Европы, что затрудняет полное отождествление их с сословными группами адыгского общества. На вершине феодальной лестницы стояли князья, которых турецкие авторы (Эвлия Челеби) именуют "беками", по адыгски - пши. Барбаро (XV в.) упоминает о князе ("государе") Биберди. В русских документах XVI в. упоминаются черкесские князья: жанеевский Сибок и бесленевский Маашук Кануков. К знатным (нобилям) относилась и феодальная знать - дворянство. Некоторые авторы (Е. П. Алексеева) считают, что вассалами Интериано являлись крестьяне - свободные общинники (тфокотли), а также мелкие дворяне. И, наконец, на самой низшей ступени стояли рабы - унауты. Количество их было невелико и они не были основными производителями. О положении основной массы производителей - тфокотлей для эпохи позднего средневековья данных у нас нет. Судя по более поздним источникам, тфокотли были лично свободны, пользовались землей на правах общинных собственников, имели свой дом с подворьем, скот, орудия труда и другое имущество.

Знать в основном занималась только военным делом, охотой и грабежами (захватом добычи, людей и скота). Адыгские князья имели дружины, состоявшие из нескольких сотен и тысяч вооруженных всадников (Эвлия Челеби). Прямых данных о существовании феодальной собственности на землю у адыгов в период позднего средневековья у нас нет. Западноевропейские источники говорят только о владениях знатных людей. Князья являлись собственниками скота, лошадей и, очевидно, земли и других материальных ценностей. Князья выступали в роли военных предводителей, пользовались почетом и уважением. Им принадлежала значительная роль не только в политической, но и во внутренней общественной жизни. Споры решались третейским судом, о котором упоминает Интериано. Писаных законов не было и в этом отношении основную роль играли адаты - комплекс народных обычаев и в то же время свод неписанных законов. Единого государства не было. Как пишет д'Асколи (XVII в.) "Черкесия разделена между многими владельцами".

В период феодализма у адыгов сохраняется сельская община, являвшаяся основой общественной жизни. О пережитках патриархально-родовых отношений говорят нам сохранившиеся обычаи побратимства, куначества, взаимопомощи, аталычества, левирата, кровной мести, отсутствие писаных законов. "Стойкость и живучесть пережитков родового строя, как пишет В. К. Гарданов,- указывают на крайне замедленный процесс социального развития адыгов в последующие четыре века после Интериано", то есть на протяжении XV- XIX столетий.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх