На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Мечети в городе Майкопе

Дореволюционный период. В статье историка-краеведа А. К. Бузарова, опубликованной в газете «Свет» (№ 4 (53) за май 2011 г.) относительно истории дореволюционных мечетей, мест поклонения Аллаху и истории мусульманской уммы города Майкопа говорится: «Как и другие города северокавказского региона, дореволюционный Майкоп отличался полиэтничностью.

При численном преобладании русского населения в нём проживали представители многих национальностей и основных конфессий Российской империи. Внося свой собственный и существенный вклад в хозяйственно-экономическое и культурное развитие города, национальные общины в то же время предпринимали определённые усилия по сохранению особенностей своей самобытной культуры и идентичности. Именно эти цели преследовались местными меньшинствами при создании в городе национально-просветительных и религиозно-культурных обществ и организаций, учреждении национальных школ, открытии храмов и молитвенных домов.

Мечети в городе МайкопеДореволюционный период. В статье историка-краеведа А. К. Бузарова, опубликованной в газете «Свет» (№ 4 (53) за май 2011 г.) относительно истории дореволюционных мечетей, мест поклонения Аллаху и истории мусульманской уммы города Майкопа говорится: «Как и другие города северокавказского региона, дореволюционный Майкоп отличался полиэтничностью. При численном преобладании русского населения в нём проживали представители многих национальностей и основных конфессий Российской империи. Внося свой собственный и существенный вклад в хозяйственно-экономическое и культурное развитие города, национальные общины в то же время предпринимали определённые усилия по сохранению особенностей своей самобытной культуры и идентичности. Именно эти цели преследовались местными меньшинствами при создании в городе национально-просветительных и религиозно-культурных обществ и организаций, учреждении национальных школ, открытии храмов и молитвенных домов.Как свидетельствуют разнообразные исторические источники, во взаимоотношениях городских властей и национальных общин Майкопа, между выходцами из различных этноконфессиональных групп, представленных в городском социуме, неизменно преобладали веротерпимость и взаимоуважение.Одной из религиозных общин Майкопа — не самой многочисленной, но достаточно влиятельной, оставившей приметный след в его истории, — являлась мусульманская. Начало формирования религиозной общины мусульман следует отнести к первой половине 1870-х гг. После фактического преобразования слободки Майкоп в город и одновременно уездный центр (1871 г.), в нём открывается Майкопский Горский словесный суд. В этом своеобразном судебно-административном учреждении на основе норм шариата и обычного права подлежали рассмотрению семейно-имущественные, вероисповедальные и прочие дела горцев Майкопского уезда, численность которых в этот период достигала 29000 человек. Первым кадием Горского суда был утверждён влиятельный богослов эфенди Хасан Шовгенов, занимавший эту должность в течение ряда лет. Кадий считался религиозным главой всего мусульманского населения Майкопа и Майкопского уезда (отдела).Таким образом, небольшая на первых порах община майкопских мусульман состояла в основном из горцев — служащих и мелких чиновников уездного управления, депутатов Горского словесного суда, военных, учащихся, прислуги. По официальной статистике её численность первоначально не превышала 50 человек. Однако, по мере развития города и превращения его в важный торгово-экономический и культурный центр СевероЗападного Кавказа, от которого в тесной зависимости находились и жители более 20-ти близлежащих черкесских селений, количество мусульман, проживавших в Майкопе или временно пребывавших в нём, неизменно возрастало. К рубежу XIX-XX вв. в городе появляется слой мелкой и средней мусульманской торгово-промышленной буржуазии, представленный выходцами как из местного горского населения, так и татарскими и турецкими коммерсантами, а также дагестанскими горцами. Майкопчанам начала минувшего века были хорошо известны имена турецкоподданного муллы Окумышева, Хаджи-Хуажа, управляющего центральной конторой Батырбия Улагая, преуспевающего коннозаводчика А. Тлегорукова, князей Болотоковых, строились гостиные дворы, принадлежавшие жителям города — мусульманам. В Майкопе располагалась и центральная контора лесопромышленного предприятия крупного адыгского коммерсанта Лю Трахова и сыновей.Немаловажное значение для становления и развития общины имело наличие в городе определённой прослойки национальной интеллигенции из мусульманской среды. С Майкопом тесно связаны имена и деятельность учителя Горской школы, зачинателя адыгской научной фольклористики Паго Тамбиева, получившего в 1893 г. в Майкопском Горском суде свидетельство о праве преподавания мусульманского вероучения; его коллеги, впоследствии видного общественного политического деятеля Северного Кавказа, депутата Государственной Думы от горского населения Терской области, основоположника чеченской автономии Таштемира Эльдарханова; известного в мусульманских кругах Кавказа и России публициста, выходца из Осетии Ахмеда Цаликова; выдающегося адыгского педагога и просветителя Сафербия Сиюхова. Талантливые писатели и журналисты М.-Б. Хаджетлаше (Ю. Ахметуков) и Ибрагим Цей, как и перечисленные выше деятели, активно участвовали в духовно-религиозной жизни горского населения.Одной из злободневных для северокавказских городов проблем являлось обеспечение верующим-мусульманам в местах их компактного проживания специально и добротно обустроенных мест коллективных молений — мечетей, достойных их высокого предназначения. В течение нескольких десятилетий местами отправления культа в Майкопе служили здание Горского суда, пансион Горской школы, частные дома, другие приспособленные помещения.В начале XX столетия для этих целей было передано одно из деревянных строений, принадлежавшего горцам «Черкесского подворья» (на месте нынешней «Школы искусств № 1»). Но лидерами мусульманской общины, простыми верующими всё более остро осознавалась ненормальность существующей ситуации и необходимость приобретения настоящей и постоянно действующей городской мечети, призванной стать не только культовым центром, но и важным очагом общественно-религиозной жизни мусульман Майкопа и всего отдела. Обнародование в печати закона о свободе вероисповедания народов России и увеличение численности постоянно проживающих в Майкопе приверженцев ислама (от 114 в 1908 г. до 159 в 1913 г., по данным «Кубанского сборника») придало новый импульс этим настроениям. В 1910 году с санкции властей и по благословению тогдашнего Майкопского кадия и известного эфенди Джанхота Хаткова в центре города по ул. Садовой, рядом с домом городского головы было положено начало возведению здания мечети. По сведениям современников, материальные расходы на строительство и первоначальное обзаведение мечети взял на себя известный своими благодеяниями в пользу единоверцев предприниматель и меценат Лю Трахов, часто посещавший Майкоп по делам своей фирмы. Им же выделялись средства на содержание имамов и других служителей. Несколько месяцев спустя, в 1911 году, городская мечеть торжественно приняла своих первых прихожан, и был совершён пятничный намаз, столь много значащий в религиозной обрядности ислама и его приверженцев.Одновременно мечеть могла принять до 50-60 верующих. Однако нередко здесь собиралось гораздо больше людей, особенно во время пятничного намаза. Количество прихожан значительно увеличится в период Первой мировой и Гражданской войн — в связи с размещением в Майкопе штабов и подразделений Майкопских полков Черкесской конной дивизии.Советский период. В той же статье А. Бузарова дана информация касательно состояния дел и в советский период: «В начале 1920-х гг. здание мечети было национализировано и перешло в распоряжение Коммунального отдела г. Майкопа. В архивных материалах можно встретить многочисленные ходатайства и прошения адыгов, мусульманской общественности и официальных структур Адыгской (Черкесской) Автономной Области к местным властям о возвращении населению зданий бывшей мечети, Горского суда, школы, другого недвижимого имущества, «...как принадлежавшего им [черкесам — Авт.] ранее» (НАРА. Р-21. Оп.1. Д.10. Л.120-121).Историческое здание Майкопской мечети сохранилось и в настоящее время. Оно входит в комплекс зданий гарнизонного Дома офицеров.»Современный период. 2 ноября 2000 года в столице Адыгеи состоялось открытие Соборной мечети, ставшее знаменательным событием в общественно-политической и культурной жизни Адыгеи. Новая мечеть в городе Майкопе, место поклонения Аллаху на исторической земле адыгов, построена на личные средства благочестивого мусульманина, наследного принца княжества Рас-аль-Хайма Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейха Халида Бин Сакр аль-Кассими.Начало этому грандиозному мероприятию было положено в марте 1997 года. По проекту известного в республике архитектора и художника А.М. Берсирова в столице Адыгеи был заложен первый камень в фундамент будущей мечети.Конструктивная часть мусульманского духовного центра выполнена Пятигорской архитектурной мастерской, купола из голубой смальты — новолипетскими мастерами. Здание мечети расположилось возле площади Дружбы, символизирующей дружбу адыгского и русского народов. Оно является одной из оригинальных и величественных построек современного Майкопа.В архитектурном плане мечеть в Майкопе совмещает требования современного строительства и многовековые представления о мусульманском культовом сооружении. Четырёхугольное здание мечети — символ земного бытия, большой синий купол символизирует совершенную небесную красоту. Венчающие угловые пространства здания четыре минарета, устремлённые вверх, с которых возвещается призыв на молитву, выражают величие религии Аллаха. «Архитектурный ансамбль мечети в столице Адыгеи представляет собой синтез арабской архитектуры, национального традиционного адыгского строения с элементами турецких культовых сооружений», — говорится в статье историка С. Мусхаджиева («Памятные даты РА за 2010 г.).Накануне открытия Соборной мечети в Адыгею приехала делегация из Объединённых Арабских Эмиратов во главе с наследным принцем княжества Рас-аль-Хайма шейхом Халидом Бин Сакр аль-Кассими. Приезд высоких гостей стал радостным событием не только для правоверных мусульман, но и для всей Адыгеи.Традиционным хлебом-солью с зажигательным адыгейским танцем в исполнении артистов Государственного академического ансамбля танца Адыгеи «Нальмэс» встретили дорогих гостей в Краснодарском аэропорту представители руководства Республики Адыгея.— Я очень рад был воспользоваться приглашением Президента Республики Адыгеи А. А. Джаримова приехать в вашу республику, — сказал в интервью газете «Советская Адыгея» наследный принц. — Это мой первый визит в Адыгею и, надеюсь, не последний. Строительство Соборной мечети — это начало сотрудничества между Адыгеей и ОАЭ, фундамент сотрудничества с другими республиками Северного Кавказа. У нас много возможностей для сотрудничества, и думаю, что наши планы осуществятся, спасибо за теплую встречу.— Мы давно ждали этой встречи, — сказал Аслан Алиевич на приёме в своём кабинете, — и сегодня для нас настал радостный день. У меня есть возможность уже здесь, на земле Адыгеи, поблагодарить Его Величество за щедрость души, за щедрость м.атериальную. Это дало возможность воздвигнуть Соборную мечеть в Майкопе. Вы сможете убедиться в благодарности народа Адыгеи за этот щедрый дар на открытии духовного центраМуфтий РА и КК Энвер Шумафов, присоединяясь к словам А.А. Джаримова, сказал:— Трудно переоценить ваш дар мусульманам Адыгеи и Краснодарского края. Это огромное событие, и люди выражают вам глубокую благодарность.Обращаясь к представителям Духовного управления мусульман, шейх отметил, что в Эмиратах могут принять студентов, которые после обучения смогут преподавать основы Ислама на родине.В качестве официальных гостей на открытии мечети наряду с делегацией Объединённых Арабских Эмиратов присутствовали Председатель Совета муфтиев России муфтий, шейх Равиль Гайнутдин, муфтии северокавказских республик Российской Федерации, епископ Майкопской и Армавирской епархии Филарет, атаман Кубанского казачьего войска В. Громов и другие.После того, как собравшихся приветствовал муфтий Э.М. Шумафов, и был проведен молебен имамом Соборной мечети г. Майкопа Нихадом Тешевым, с наилучшими пожеланиями в адрес верующих выступили Президент Адыгеи А.А. Джаримов и другие официальные лица.Сегодня в Майкопе большая мусульманская община. Ежедневно, пять раз в день, с высоких минаретов по всему городу разносится Азан, и во главе с имамом совершается пятикратная молитва. Имамы мечети Тешев Нихад и Шхалахов Ибрагим проводят пятничную, а также праздничные проповеди, в которых принимают участие сотни верующих, подавляющее большинство которых составляет молодёжь.Со дня открытия Соборной мечети имамами были Тешев Нихад, Хакиров Руслан, Дзеукожев Анзор, Хуштов Азамат, Богус Аскер, Шхалахов Ибрагим.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх