Осенью 1975 года на 30-м всесоюзном туристическом маршруте в Адыгее произошла трагедия. Группа туристов попала в снежный буран, 21 человек погиб. Произошло это на несложном и безопасном маршруте, с которым справлялись даже дети. Был суд, были подсудимые. Но большая часть виновников смерти людей не пострадала.
Как это случилось?
Группа №93 вышла с турбазы с двумя инструкторами-любителями, не имеющими допуска к данному виду деятельности, поскольку штатные инструкторы улетели в отпуск. В составе группы — 50 человек с разным опытом горного туризма (в основном - нулевым). Неопытные проводники не смогли вовремя заметить признаки надвигающейся бури, а когда вокруг начало стремительно темнеть, и задул ураганный ветер, было уже поздно. Впрочем, у туристов был шанс быстро вернуться по своему следу вниз и устроить ночевку в лесу, где были дрова и укрытие от ветра. Они этим шансом не воспользовались.
Сейчас говорят, что в СССР существовало некое «туристическое братство» - мол, встречающиеся на маршрутах группы помогали друг другу и выручали даже абсолютно незнакомых людей. Данный случай показал, что это не так. В группе №93 нашлись неформальные «лидеры», которые сразу решили спасаться самостоятельно, бросив остальных. «Салабонов»-инструкторов они попросту заткнули. В итоге группа развалилась на части, которые разбрелись в разные стороны. Их судьба была различной. Но одно известно точно: «лидеры» в полном составе добрались до леса и выжили. Молодые крепкие мужики с походным опытом при этом цинично грабили подвернувшихся под руку более слабых «братьев-туристов», отнимая еду и теплую одежду. Их не судили...
Нескольких человек девушка-инструктор сумела уговорить пойти с ней — и довела до «балагана» пастухов, но во время перехода получила травмы глаз ледяной крошкой и больше ничего сделать не могла. Оказавшись в тепле, эти люди сразу же напрочь забыли о «братьях-туристах» и не сделали ни одной попытки спасти хотя бы кого-то. Двое вышли было на улицу и тут же вернулись обратно, заявив, что искать никого не нанимались. Второй инструктор собрал вокруг себя еще несколько туристов, но оставил их у костра, отправившись на поиски остальных. Пока он отсутствовал, костер прогорел, люди начали согреваться водкой — и к утру у погасшего костра остались только трупы. Других ждала не лучшая участь: кто-то заблудился и в темноте свалился в ущелье, кто-то отчаялся и сдался, заснув навсегда, кто-то просто завяз в глубоком снегу, истратил все силы и замерз насмерть.
Лишь одна девушка сумела добраться до леса и потом три дня боролась сама с собой. Протоптав в снегу тропу, она ходила вокруг пихты, делала гимнастические упражнения, пела, орала, упорно не давая себе заснуть. Говорят, с ней был какой-то парень, у которого при себе были спички, но он ушел, бросив ее — и в итоге погиб. А девушка выжила. На третьи сутки она уже почти не соображала, что делает, но увидела спасательную экспедицию и сумела привлечь ее внимание. В вертолете она потеряла сознание, напугав медиков — оказалось, просто заснула.
Между тем к балагану пастухов снизу поднялась другая туристическая группа. Услышав о том, что произошло, эта группа в полном составе вернулась на базу, не сделав ни единой попытки оказать помощь попавшим в беду, хотя буран к тому моменту закончился. Так что до начала спасательной операции с привлечением вертолетов искали пропавших туристов лишь инструктор-любитель и несколько местных пастухов. Никого из «отказников» не судили, но мне вот интересно: они после этого сами как себя чувствовали? А с другими туристами как общались?
К слову сказать, в тот же самый буран на одном из соседних — более сложных и опасных — маршрутов попала еще одна группа туристов. Там был всего один инструктор. Угрозами и уговорами он заставил людей следовать за ним. Было холоднее, больше снега, сильнее ветер. Выбиваясь из сил, они доползли до заброшенного сарая, в котором развели костер и приготовили еду. Инструктор и его помощники не давали никому заснуть, требовали двигаться. Все эти люди остались в живых...
Свежие комментарии