Посещения Лакшукая в 1921 — 1923 гг. позволили познакомиться с некоторыми сторонами быта Адыгеи. Вот, например, двор, в котором стояли два жилых дома. В них жили семьи двух женатых братьев, ведущих общее хозяйство. Их доходы поступали в один котел. Однако в 1923 г. задняя часть двора с домом оказалась отгорожена плетнем.
Братья объяснили, что они произвели раздел своего хозяйства, чтобы меньше платить налогов. Двор одного из братьев теперь не соприкасался с улицей, поэтому, чтобы из него выехать, надо было проезжать через двор другого брата. В 1924 г. мне довелось участвовать в работе только что основанной в Лакшукае комсомольской ячейки. Адыгейские комсомольцы тогда посещали и ячейку и мечеть, причем ячейка быстро приобретала большой вес в общественной жизни аула. Партийной организации в Лакшукае еще не было. Помню, как однажды на комсомольском собрании разбиралось заявление о приеме в комсомол 50-летнего адыгейца. Отказ его очень обидел. В 1923 г. я дважды ходил за 30 км в аул Ассоколай. Идти надо было правым берегом р. Кубани мимо городища, где в XIX в. находился Малолагерный кордонный пост. Переплыв в долбленом челне р. Кубань, шел через аул Шабанохабль, где росло большое «священное» дерево, мимо аула Казанукай с его красной кирпичной мечетью и через аул Понежукай, на улице которого стояли простенькая мечеть и столб с лестницей вместо минарета.Посещения Лакшукая в 1921 — 1923 гг. позволили познакомиться с некоторыми сторонами быта Адыгеи. Вот, например, двор, в котором стояли два жилых дома. В них жили семьи двух женатых братьев, ведущих общее хозяйство. Их доходы поступали в один котел. Однако в 1923 г. задняя часть двора с домом оказалась отгорожена плетнем. Братья объяснили, что они произвели раздел своего хозяйства, чтобы меньше платить налогов. Двор одного из братьев теперь не соприкасался с улицей, поэтому, чтобы из него выехать, надо было проезжать через двор другого брата.В 1924 г. мне довелось участвовать в работе только что основанной в Лакшукае комсомольской ячейки. Адыгейские комсомольцы тогда посещали и ячейку и мечеть, причем ячейка быстро приобретала большой вес в общественной жизни аула. Партийной организации в Лакшукае еще не было. Помню, как однажды на комсомольском собрании разбиралось заявление о приеме в комсомол 50-летнего адыгейца. Отказ его очень обидел.
В 1923 г. я дважды ходил за 30 км в аул Ассоколай. Идти надо было правым берегом р. Кубани мимо городища, где в XIX в. находился Малолагерный кордонный пост. Переплыв в долбленом челне р. Кубань, шел через аул Шабанохабль, где росло большое «священное» дерево, мимо аула Казанукай с его красной кирпичной мечетью и через аул Понежукай, на улице которого стояли простенькая мечеть и столб с лестницей вместо минарета.
Ассоколай, подобно Понежукаю, крупный аул. В нем были две мечетн. Одна из них, турлучная, крытая дранкой, отличалась от жилых домов только большей длиной и наличием жестяного полумесяца, укрепленного на крыше. Вторая мечеть была деревянной. Луковичный купол ее напоминал таковой православной церкви. Местный эфенди (так в Адыгее называли мулл) имел хороший фруктовый сад и небольшую личную библиотеку, из русских книг и журналов. Другие жители Ассоколая садов не разводили и читать не умели. Зашедший к эфенди мог съесть одно-два яблока, но, потянувшись за третьим, узнавал о готовности хозяина продать яблоки (кстати, тут же оказывались и весы). Говорили, что книжек он не читал, а держал их для доказательства своей просвещенности.
Около Ассоколая протекает р. Марта. Несмотря на жаркое время года, в ней никто днем не купался, ибо это было не принято. Зато на реке около самого двора при мне плавали дикие утки.
В Ассоколае, как в Тлюстенхабле и Лакшукае, жители постоянно ходили через чужие дворы, не спрашивая на это разрешения у хозяев. Создавалось впечатление, что представление о собственности на усадебную землю еще не окончательно сложилось в народном сознании. Да и улица как таковая появилась в адыгейском быту, кажется, поздно. Во всяком случае для ее обозначения адыгейцы своего слова не имеют и пользуются турецким — «урам».
Многодневные школьные походы в лес Курго в 1925 г. и к Главному Кавказскому хребту в 1926 г. позволили побывать в разных станицах, пос. Горячий Ключ и адыгейских аулах Тахтамукай и Козет. В последнем запомнился дом с двумя дверями, расположенными друг против друга так, что, когда они бывали открыты, можно было смотреть сквозь дом. Это делалось для того, чтобы при появлении в доме чужого мужчины женщина могла уйти, не столкнувшись с ним.
Все путешествия тех лет были проделаны пешком и, несмотря на кратковременность каждого из них, оказали пользу для будущих кавказоведческих штудий, ибо даже поверхностное знакомство с людьми и бытом Адыгеи развеивало экзотический туман в голове подростка, воспитанного на кавказских повестях и поэмах XIX в. Оказалось, что адыгейцы — это такие же люди, как и наши станичники, а то, что сперва представлялось экзотикой, было лишь вариацией уже давно известного. Такое открытие породило новые вопросы: что из присущего казачьему и адыгейскому быту исконно общее, что являлось результатом вззимо-заимствования, чем отличались исторические пути, пройденные адыгейцами и нашими предками. Прочесть об этом было негде, так как история адыгейского народа тогда еще не была написана. Отсюда мною был сделан вывод, что нужно самому взяться за изучение исторических документов и ближе познакомиться с преданиями, обычаями, языком и психологией этого народа.
(отрывки)
Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Свежие комментарии