На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов
  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...

Проблемы адыгского феодализма

Адыгский феодализм как глобальное историческое явление нашел свое отражение уже в первых монографиях В.Х. Кажарова. Их логическим продолжением, значительно расширившим проблемное поле исследования, стали написанные В.Х. Кажаровым соответствующие разделы обобщающего коллективного труда «Адыгская (черкесская) энциклопедия», а также ряд других работ, конкретизирующих отдельные положения его теории.

Проблемы адыгского феодализмаАдыгский феодализм как глобальное историческое явление нашел свое отражение уже в первых монографиях В.Х. Кажарова. Их логическим продолжением, значительно расширившим проблемное поле исследования, стали написанные В.Х. Кажаровым соответствующие разделы обобщающего коллективного труда «Адыгская (черкесская) энциклопедия», а также ряд других работ, конкретизирующих отдельные положения его теории.

Внеся существенный вклад в общую теорию кризиса феодализма, разрабатываемую в отечественной и западной медиевистике, в этих трудах В.Х. Кажаров выстроил оригинальную концепцию общественных отношений феодальной Черкесии, состояние и трансформацию которых он рассматривает на протяжении двух кардинально различающихся по содержанию хронологических отрезков. Период XVI-XVII вв. является эпохой расцвета традиционного адыгского феодализма с характерными для него чертами: многоступенчатой сословной структурой, иерархическим характером властных отношений и землевладения, сильной военной организацией, ярко выраженной рыцарской идеологией, культурным доминированием адыгов на Северном Кавказе4. В последней трети XVIII в. адыгский феодализм вступил в полосу внутреннего кризиса, усугубленного российской экспансией.
В.Х. Кажаров приходит к заключению, которое приобретает концептуальный характер в свете его дальнейших исследований в русле цивилизационного подхода: «В результате столкновения двух общественных структур, стоявших на разных ступенях развития, одна из них должна была быть сломлена, что и произошло с кабардинским феодализмом.

В своих работах В.Х. Кажаров выстраивает многоплановую и многомерную структуру адыгского феодализма, реконструируемую им по источникам XVI-XVIII столетий. Однако, как отмечают историографы А.Х. Боров и Ю.М. Азикова, «подлинная новизна и результативность осуществленного им исследования связана не с предметом или источниковой базой, а с принципами и методологией анализа. С одной стороны, В.Х. Кажаров последовательно проводит принцип историзма, рассматривая свой предмет не как раз и навсегда данный, «застывший» вне времени и пространства, а «в динамике» (по его излюбленному выражению) и в связи со сложной совокупностью общественных и политических отношений изучаемого периода. С другой стороны, он отвергает логику упрощенного эволюционизма и последовательно реализует системный подход, в рамках которого структурно-функциональный анализ не подчиняется историко-генетическому методу, а координируется с ним».

Реконструируемое В.Х. Кажаровым широкое полотно политической и социокультурной истории адыгов складывается из совокупности диалектически взаимосвязанных и взаимозависимых элементов - структурообразующих институтов традиционного адыгского феодального общества.
Ссылка на первоисточник
наверх