На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Когда на Кавказе появился жемчужный орнамент?

Следующая за новокаменным веком эпоха меднокаменного века на Северозападном Кавказе изучена лучше предшествующей. Она представлена двумя десятками памятников и соответственно большим количеством образцов керамики. Эта эпоха безошибочно узнается по культуре «накольчато-жемчужной» керамики. Жемчужный орнамент — образное название выпуклин на плечиках сосуда, полученных продавливанием не насквозь его стенки изнутри.

«Жемчужины» - своеобразный хронологический и этнокультурный признак Северозападного Кавказа. Наиболее выразительны памятники культуры «накольчато-жемчужной» керамики на территории низкогорной Адыгеи, а из них Майкоп пытапэж, Скала, Мешоко. На этих трех памятниках добыто наибольшее количество фрагментов керамики с «жемчужинами». «Нкольчато-жемчужный» орнамент служил символом плодородия и возник в связи со свиноводством. Свинья по археологическим данным на Северном Кавказе была приручена раньше других животных, вслед за собакой. В силу (своей) плодовитости форма и конструкция вымени свиноматки послужила прообразом для символа изобилия в виде «жемчужин». Судя по тщательности исполнения «жемчужин», с одной стороны, и по количеству орнаментированных фрагментов, с другой, выпуклины выполнялись с помощью шаблона.* Они составляли на плечиках корчаг, горшков и пифосоидов концентрические окружности, символизируя солнце. Чаще встречены композиции из трех, четырех и пяти колец. В типологическом выражении больше разнообразия показывает Унакозовская пещера. В этом памятнике найдены целые сосуды и легко реконструируемые: горшки, корчаги, пифосоиды, амфора, миски, кубки, кринки. Чашки добавляет Псекупсское камерное захоронение. Воронцовская пещера и усть-сахрайские испыуны дополняют типологию сосудами с ручкой наподобие кувшинов. Проодолжая традицию неолита, унакозовские гончары варьировали формы горшков, пифосоидов и корчаг. Фактически они наметили типологию и морфологию майкопского гончарства ранней бронзы. В этом смысле особо заметны элипсоидные пифосоиды, реповидные корчаги, круглодонность и амфоры...

Когда на Кавказе появился жемчужный орнамент?

Следующая за новокаменным веком эпоха меднокаменного века на Северозападном Кавказе изучена лучше предшествующей. Она представлена двумя десятками памятников и соответственно большим количеством образцов керамики. Эта эпоха безошибочно узнается по культуре «накольчато-жемчужной» керамики. Жемчужный орнамент — образное название выпуклин на плечиках сосуда, полученных продавливанием не насквозь его стенки изнутри. «Жемчужины» - своеобразный хронологический и этнокультурный признак Северозападного Кавказа. Наиболее выразительны памятники культуры «накольчато-жемчужной» керамики на территории низкогорной Адыгеи, а из них Майкоп пытапэж, Скала, Мешоко. На этих трех памятниках добыто наибольшее количество фрагментов керамики с «жемчужинами». «Нкольчато-жемчужный» орнамент служил символом плодородия и возник в связи со свиноводством. Свинья по археологическим данным на Северном Кавказе была приручена раньше других животных, вслед за собакой.
В силу (своей) плодовитости форма и конструкция вымени свиноматки послужила прообразом для символа изобилия в виде «жемчужин». Судя по тщательности исполнения «жемчужин», с одной стороны, и по количеству орнаментированных фрагментов, с другой, выпуклины выполнялись с помощью шаблона.* Они составляли на плечиках корчаг, горшков и пифосоидов концентрические окружности, символизируя солнце. Чаще встречены композиции из трех, четырех и пяти колец.
В типологическом выражении больше разнообразия показывает Унакозовская пещера. В этом памятнике найдены целые сосуды и легко реконструируемые: горшки, корчаги, пифосоиды, амфора, миски, кубки, кринки. Чашки добавляет Псекупсское камерное захоронение. Воронцовская пещера и усть-сахрайские испыуны дополняют типологию сосудами с ручкой наподобие кувшинов. Проодолжая традицию неолита, унакозовские гончары варьировали формы горшков, пифосоидов и корчаг. Фактически они наметили типологию и морфологию майкопского гончарства ранней бронзы. В этом смысле особо заметны элипсоидные пифосоиды, реповидные корчаги, круглодонность и амфоры.

Кроме накольчато-жемчужного орнамента и расширенной типологии энеолитическое гончарство Западной Черкесии усовершенствовалось технически.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх