На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов
  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...

Когда на Кавказе появился жемчужный орнамент?

Следующая за новокаменным веком эпоха меднокаменного века на Северозападном Кавказе изучена лучше предшествующей. Она представлена двумя десятками памятников и соответственно большим количеством образцов керамики. Эта эпоха безошибочно узнается по культуре «накольчато-жемчужной» керамики. Жемчужный орнамент — образное название выпуклин на плечиках сосуда, полученных продавливанием не насквозь его стенки изнутри.

«Жемчужины» - своеобразный хронологический и этнокультурный признак Северозападного Кавказа. Наиболее выразительны памятники культуры «накольчато-жемчужной» керамики на территории низкогорной Адыгеи, а из них Майкоп пытапэж, Скала, Мешоко. На этих трех памятниках добыто наибольшее количество фрагментов керамики с «жемчужинами». «Нкольчато-жемчужный» орнамент служил символом плодородия и возник в связи со свиноводством. Свинья по археологическим данным на Северном Кавказе была приручена раньше других животных, вслед за собакой. В силу (своей) плодовитости форма и конструкция вымени свиноматки послужила прообразом для символа изобилия в виде «жемчужин». Судя по тщательности исполнения «жемчужин», с одной стороны, и по количеству орнаментированных фрагментов, с другой, выпуклины выполнялись с помощью шаблона.* Они составляли на плечиках корчаг, горшков и пифосоидов концентрические окружности, символизируя солнце. Чаще встречены композиции из трех, четырех и пяти колец. В типологическом выражении больше разнообразия показывает Унакозовская пещера. В этом памятнике найдены целые сосуды и легко реконструируемые: горшки, корчаги, пифосоиды, амфора, миски, кубки, кринки. Чашки добавляет Псекупсское камерное захоронение.
Воронцовская пещера и усть-сахрайские испыуны дополняют типологию сосудами с ручкой наподобие кувшинов. Проодолжая традицию неолита, унакозовские гончары варьировали формы горшков, пифосоидов и корчаг. Фактически они наметили типологию и морфологию майкопского гончарства ранней бронзы. В этом смысле особо заметны элипсоидные пифосоиды, реповидные корчаги, круглодонность и амфоры...

Когда на Кавказе появился жемчужный орнамент?

Следующая за новокаменным веком эпоха меднокаменного века на Северозападном Кавказе изучена лучше предшествующей. Она представлена двумя десятками памятников и соответственно большим количеством образцов керамики. Эта эпоха безошибочно узнается по культуре «накольчато-жемчужной» керамики. Жемчужный орнамент — образное название выпуклин на плечиках сосуда, полученных продавливанием не насквозь его стенки изнутри. «Жемчужины» - своеобразный хронологический и этнокультурный признак Северозападного Кавказа. Наиболее выразительны памятники культуры «накольчато-жемчужной» керамики на территории низкогорной Адыгеи, а из них Майкоп пытапэж, Скала, Мешоко. На этих трех памятниках добыто наибольшее количество фрагментов керамики с «жемчужинами». «Нкольчато-жемчужный» орнамент служил символом плодородия и возник в связи со свиноводством. Свинья по археологическим данным на Северном Кавказе была приручена раньше других животных, вслед за собакой.
В силу (своей) плодовитости форма и конструкция вымени свиноматки послужила прообразом для символа изобилия в виде «жемчужин». Судя по тщательности исполнения «жемчужин», с одной стороны, и по количеству орнаментированных фрагментов, с другой, выпуклины выполнялись с помощью шаблона.* Они составляли на плечиках корчаг, горшков и пифосоидов концентрические окружности, символизируя солнце. Чаще встречены композиции из трех, четырех и пяти колец.
В типологическом выражении больше разнообразия показывает Унакозовская пещера. В этом памятнике найдены целые сосуды и легко реконструируемые: горшки, корчаги, пифосоиды, амфора, миски, кубки, кринки. Чашки добавляет Псекупсское камерное захоронение. Воронцовская пещера и усть-сахрайские испыуны дополняют типологию сосудами с ручкой наподобие кувшинов. Проодолжая традицию неолита, унакозовские гончары варьировали формы горшков, пифосоидов и корчаг. Фактически они наметили типологию и морфологию майкопского гончарства ранней бронзы. В этом смысле особо заметны элипсоидные пифосоиды, реповидные корчаги, круглодонность и амфоры.

Кроме накольчато-жемчужного орнамента и расширенной типологии энеолитическое гончарство Западной Черкесии усовершенствовалось технически.

Источник
Ссылка на первоисточник
наверх