На пологом склоне живописного Баксанского ущелья, в 40 километрах от республиканского центра — города Нальчика, расположен колхоз имени Кирова селения Заюково Эльбрусского района Кабардинской АССР. Его посевы, сенокосы и многочисленные производственные и жилые постройки занимают большую территорию вдоль быстрой горной реки Баксан.
Этот колхоз славится своим животноводством, образцовой организацией труда на высоком зоотехническом уровне, передовыми приемами работы Героев Социалистического Труда.На пологом склоне живописного Баксанского ущелья, в 40 километрах от республиканского центра — города Нальчика, расположен колхоз имени Кирова селения Заюково Эльбрусского района Кабардинской АССР. Его посевы, сенокосы и многочисленные производственные и жилые постройки занимают большую территорию вдоль быстрой горной реки Баксан. Этот колхоз славится своим животноводством, образцовой организацией труда на высоком зоотехническом уровне, передовыми приемами работы Героев Социалистического Труда.А между тем, в недалеком прошлом — менее полувека тому назад — жизнь здесь, как и во всей Кабарде, протекала иначе. Лучшие пахотные земли и пастбища принадлежали помещикам и князьям, а крестьянство страдало от малоземелья, от двойного гнета — царского правительства и национальных феодалов, — уделом его было бесправие и унижение.
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила социальную несправедливость, открыла широкую дорогу хозяйственному, политическому и культурному развитию кабардинского народа. С первых дней существования советской власти началось всестороннее развитие Кабарды. Вытекающие из ленинско-сталинской национальной политики мероприятия партии и правительства были направлены на укрепление народного хозяйства республики, в которое вкладывались сотни миллионов рублей, давались кредиты, ссуды, льготы, широко внедрялись механизация и электрификация.
Эльбрусский район Кабардинской республики, имея благоприятные для развития животноводства естественно-климатические условия, издавна славился как район развитого продуктивного животноводства и племенного коневодства.
Огромные стада скота, табуны лошадей и отары овец принадлежали до революции небольшой кучке князей, эксплуатировавших местное крестьянство. В период гражданской войны животноводство района значительно пострадало: белогвардейцы при своем отступлении уводили лошадей и скот. Часть поголовья лошадей, принадлежавшая крупным коннозаводчикам, была спешно распродана владельцами до установления советской власти, и лишь незначительное количество в 1920—1922 гг. поступило в различные организации. В период коллективизации острая классовая борьба на селе вызвала массовый забой продуктивных животных и продажу племенных лошадей. Значительная часть высококачественных кабардинских маток выбыла из селения Заюково в состав организованных на территории Северного Кавказа конных заводов, коневодческих товариществ и сельскохозяйственных артелей. Широкую известность приобрели коневодческие колхозы Ставропольского края «Скакун», «Всадник», «Вперед», им. Книги, «Октябрьская революция» и др., почти целиком комплектовавшиеся матками из Кабарды.
Отрицательное влияние на коневодство сел. Заюково оказал также привод из Ставропольского края беспородных рабочих лошадей, приобретавшихся кулаками взамен проданных племенных.
Коллективизация в сел. Заюково прошла не сразу: в 1931 году был обобществлен только рабочий скот, и лишь в 1932 году — племенное поголовье.
С тех пор начался быстрый непрерывный подъем всего полеводства и животноводства колхозов. Сельское хозяйство, вступившее на социалистический путь развития, в короткие сроки преобразовалось неузнаваемо. Повышение агротехники дало возможность получить устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур и этим повысить продуктивность животноводства.
На основе нового общественного порядка выросли и люди нового типа: вместо прежних забитых крестьян появились грамотные и культурные колхозники, сознательные строители коммунизма. Из их числа быстро выдвинулись передовики-новаторы колхозного производства, опытом которых стремятся овладеть широкие массы колхозников. Лучших из передовиков партия и правительство отметили почетным званием Героя Социалистического Труда.
Накануне Великой Отечественной войны сельскохозяйственная артель имени Кирова выросла в крупное социалистическое хозяйство с всесторонне развитым производством. В 1939 году на фермах имелось следующее поголовье: 4255 голов крупного рогатого скота, 1479 лошадей и 31000 овец и коз. Для них было выстроено более 50 типовых производственных построек: конюшни, коровники, телятники, овчарни, базы с расколами, сараи, помещения для ветеринарной обработки скота, силосные башни, установки для электрострижки овец и т. п.
Ежегодно на зиму работники животноводства производили заготовку кормов в количествах, полностью обеспечивающих все поголовье до выхода на пастбище. В колхозе была создана кормовая база, отвечающая требованиям советской зоотехнии. Примитивные условия содержания скота, вызывавшие огромный отход поголовья в суровые зимы и понижавшие продуктивность животноводства, заменились более культурной системой содержания, позволившей в минимально короткий срок не только увеличить поголовье, но и улучшить породность скота и повысить его продуктивность.
С начала коллективизации поголовье фермы крупного рогатого скота колхоза пополнялось племенными быками швицкой породы высокого качества, поэтому накануне Великой Отечественной войны скот представлял собой, в основном, помесь I и II поколения. Вместо мелкого рогатого скота с ничтожной продуктивностью был получен крупный, хорошо развитый однотипный скот, достигавший до 450 кг живого веса с повышенными показателями удоя, высокой жирномолочностью.
Колхоз гордился своей овцефермой, на которой зоотехническая работа с овцепоголовьем велась в двух направлениях: разведение местных овец в чистоте для производства из их шерсти бурок, войлочных шляп, ноговиц и других необходимых табунщикам и пастухам изделий и разведение тонкорунных овец, приносивших колхозу огромный доход от сдаваемой государству шерсти. Овцы мериносового направления содержались на отгонном пастбище «Бажиган» в сухой зоне прикаспийских степей.
Особой любовью колхозников пользовалась племенная коневодческая ферма. Высококачественные матки и жеребцы кабардинской породы являлись предметом их справедливой гордости. Племенная продукция конефермы систематически испытывалась на Нальчикском и Пятигорском ипподромах и с большой выгодой реализовалась колхозом.
Все виды продуктивного скота и конепоголовье обслуживались квалифицированными кадрами зоотехников и ветеринарных работников райсельхозотдела, Министерства сельского хозяйства, Племинспекций и ГПР кабардинских лошадей; кроме того, колхоз имел своего зоотехника с высшим образованием и своих ветеринарных фельдшеров. На фермах проводилась систематическая бонитировка поголовья, а также целеустремленный отбор и подбор первоклассных производителей, соответствовавших типу маток.
Организованная кормовая и хозяйственно-техническая база колхоза в сочетании с правильной постановкой зоотехнической работы обеспечила быстрый рост поголовья и увеличила продуктивность всех видов животных, что не замедлило сказаться и на повышении оплаты трудодня в колхозе. Колхозники стали жить зажиточнее и культурнее. Рос агрогород из домов на 6—8 квартир, оборудованных водопроводом, электроосвещением и радио. Вокруг домов высаживались фруктовые и декоративные сады.
За два десятка лет неузнаваемо изменились люди, выросла их культурность, отмерли старые закостенелые обычаи. До революции в Заюково было лишь 2—3 грамотных человека из числа кулаков и совершенно не было школ; к началу Великой Отечественной войны оно стало селением сплошной грамотности, имеющим, кроме ряда начальных, две средние школы. Многие жители Заюково получили среднее и высшее образование, из их среды вышли учителя, зоотехники, врачи, научные и партийные работники. В колхозе имелось звуковое кино, три клуба и радиоузел; почти все жилые дома были электрифицированы и радиофицированы. Из подсобных предприятий колхоз имел автогараж, одну механическую и восемь водяных мельниц, просорушку, кирпичный завод. Для детей колхозников были хорошо оборудованы 3 детских сада и ясли.
Во время Великой Отечественной войны колхоз оказывал большую помощь фронту зерном, маслом, мясом, шерстью, теплыми вещами и превосходными кавалерийскими лошадьми.
В кратковременный период оккупации немцами территории Кабарды колхоз им. Кирова был опустошен. Находясь на линии фронта в течение трех месяцев, он непрерывно подвергался обстрелам и налетам немецких захватчиков. Разрушены были прекрасные животноводческие и культурно-бытовые постройки, расхищены ценные стада животных. Общий ущерб, понесенный колхозом им. Кирова от оккупации, достигает сорока с половиной миллионов рублей.
Тяжелое впечатление производила территория колхоза после освобождения ее частями Советской Армии от фашистских варваров. Там, где еще недавно было цветущее, благоустроенное, богатое хозяйство, остались лишь развалины зданий, мертвые пастбища, поля, изрытые окопами и воронками от снарядов.
Однако в ближайшее время после изгнания оккупантов колхозники показали, на какой героический труд способны советские люди.
Началось быстрое и деятельное восстановление всего колхозного хозяйства. Прежде всего было собрано и учтено оставшееся поголовье скота, овец и лошадей, сельскохозяйственные орудия, утварь, стройматериалы, семена и прочее. Затем не замедлило развернуться строительство жилых, животноводческих и прочих хозяйственных построек. Восстановлены были посевные площади, подсобные предприятия, радиоузел. В домах колхозников вновь загорелись электрические лампочки.
* * *
В настоящее время колхоз быстрыми темпами идет к полному восстановлению хозяйства. Этому в значительной степени способствуют его выгодное расположение и естественно-природные богатства.
Почва территории колхоза очень плодородна и по преимуществу состоит из предкавказских черноземов. Однако гористый рельеф и значительная высота над уровнем моря ограничивают использование земельной площади под посевы. Основной массив колхозной земли занимают пастбища и сенокосы, расположенные (как и вообще в горных колхозах) далеко от селения, на высоте 1400—3000 метров; к ним относятся участки Мазеха, Домбей и Шужей-Сантх.
Богатые пастбища и сенокосы вполне обеспечивают зеленой массой и сеном высокого качества все поголовье скота колхоза, хотя и требуют некоторого улучшения.
Благодаря благоприятным почвенным и климатическим условиям колхоз имеет возможность в достаточном количестве производить концентраты, необходимые для племенного и продуктивного животноводства. Вводится посев многолетних трав.
Колхоз им. Кирова является крупным хозяйством, имевшим до разделения в 1949 году 25 436 га земли, в том числе 5471 га пахотной.
Основная посевная культура, кукуруза, занимает в настоящее время 1058 га. Благодаря высокой производительности труда и агротехники колхозники ежегодно получают значительные урожаи основных культур.
Высокие урожаи обеспечивают зажиточность колхозников.
Колхоз им. Кирова — миллионер, с многосторонним развитием сельскохозяйственного производства; кроме земледелия и животноводства, немалый доход приносят ему такие отрасли, как птицеводство и пчеловодство; сады в колхозе занимают 95 га.
Колхоз отличается также образцовой постановкой учета всех отраслей многостороннего хозяйства.
Большое внимание колхоз уделяет созданию прочной кормовой базы; в 1949 году заготовлено кормов в 1,5 раза больше, чем требовалось по плану. Естественные сенокосы высокого качества и занимают более 2000 га.
Животноводство является основным направлением хозяйства, давая 75—80% общего годового дохода колхоза. Вместе с количеством повышается и качество скота: из четырех ферм конеферма и ферма крупного рогатого скота являются племенными.
Крупный рогатый скот насчитывает 1400 голов — помесей I и II поколения местных маток со швицкой породой. Он отличается большим живым весом и повышенной продуктивностью. Быки-производители чистопородные, подобраны хорошего качества.
Овцеферма колхоза также дает образцовые показатели по развитию поголовья, по увеличению живого веса и по настригу шерсти. После раздела ОТФ насчитывает 6959 голов.
Но особенно показательна работа племенной коневодческой фермы, достигшей в послевоенные годы исключительных успехов. Эти успехи явились результатом спаянной работы коллектива фермы — подлинно советских коневодов, энергичных, смелых и любящих свое дело. Заведующий конефермой Таляша Шогенов, после демобилизации из армии, со всем еще не остывшим пылом бойца окунулся в трудную и ответственную работу по восстановлению колхозного коневодства. С основной задачей — подбором кадров — он справился хорошо: помощником его стал живой, сметливый комсомолец Хажмурат Калмыков и, кроме него, — опытные табунщики Паго Гедгафов и Кара Сижажев. Все их производственные и бытовые запросы находили быстрое разрешение у председателя колхоза — депутата Верховного Совета Кабардинской АССР Анзора Бирсова, любящего, как все горцы, коня.
Коммунисты и демобилизованные воины Бирсов и Шогенов, руководимые партийной организацией колхоза, сумели вдохновить коллектив на такую работу, что жизнь табуна и табунщиков слилась в едином ритме.
Результаты высокой организации труда не замедлили сказаться. В 1948 году 64 кобылы дали 64 жеребят. В 1949 году колхоз был разукрупнен, но высокие показатели его работы сохранились: каждая кобыла дала по жеребенку.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 июня 1949 года за отличную работу в области коневодства удостоены почетного звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» председатель колхоза им. Кирова Анзор Хацуевич Бирсов, заведующий конефермой того же колхоза Таляша Питович Шогенов и старший табунщик Хажмурат Таович Калмыков. Награжденные высокой наградой дали обещание Родине не снижать отличных показателей.
Мишин Г. М. и Калинина Р. Е.
"Герои коневоды Кабарды"
Свежие комментарии