На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Зихи: упоминания письменных источников 10

Иоанн де Галонифонтибус В своём произведении «Книга познания мира» (1404 г.) Иоанн де Галонифонтибус Зихию отождествляет с Черкесией (в оригинальном тексте - Tharquesia), при этом жителей этих территорий называет белыми таркасами: «Страна, называемая Зикией (Ziquia) или Таркесией (Tharquesia) расположена у подножья гор, на побережье Чёрного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав. В стране нет городов, равнины там небольшие и горы, которые тянутся до самых Каспийских гор, очень высоки. Здесь живёт две группы народов: белые и черные таркасы (Tarcasi). Слово “чёрный” означает только название народа, но не говорит о цвете их кожи. Горцы именуются черными, а те, что живут в долинах и на побережье моря — белыми таркасами (Tharcasi). Никто никогда не посещал этих черных, и сами они никогда не покидают гор, кроме тех случаев, когда им необходима соль. Они имеют свой собственный язык

Иоанн де Галонифонтибус



Считается что Иоанн де Галонифонтибус (de Galonifontibus, то есть выходец из Gaillefontaine в Верхней Нормандии) это есть Иоанн III — восьмой архиепископ Сольтание (с 1398 года), доминиканец; дипломат, путешественник и писатель; знаток нескольких восточных языков. О его национальности, месте и времени рождения нет точных данных.

В своём произведении «Книга познания мира» (1404 г.) Иоанн де Галонифонтибус Зихию отождествляет с Черкесией (в оригинальном тексте - Tharquesia), при этом жителей этих территорий называет белыми таркасами:

«Страна, называемая Зикией (Ziquia) или Таркесией (Tharquesia) расположена у подножья гор, на побережье Чёрного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав. В стране нет городов, равнины там небольшие и горы, которые тянутся до самых Каспийских гор, очень высоки. Здесь живёт две группы народов: белые и черные таркасы (Tarcasi). Слово “чёрный” означает только название народа, но не говорит о цвете их кожи. Горцы именуются черными, а те, что живут в долинах и на побережье моря — белыми таркасами (Tharcasi). Никто никогда не посещал этих черных, и сами они никогда не покидают гор, кроме тех случаев, когда им необходима соль. Они имеют свой собственный язык и свою письменность. Что касается их религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды. Вместо сорокадневного поста, они постятся пятьдесят дней, так как они выполняют также предрождественский и пятничные посты. И это все. В великие посты и воскресенья, они даже приносят в жертву животных, мясо которых раздаётся и поедается, но головы они отдают бедным и старым или же выставляют их на высоких местах, вроде ветвей дерева, что предполагает пищу для духов. Дерево высаживается рядом с церковью и на него вешают крест, после чего его называют древом господним. На ветвях этого дерева развешивают различные символы, среди которых есть и головы животных.»

Такое воспроизведение этнонима «черкес», вероятно результат вторичной информации, которую автор получал из различных источников, как из письменных сочинений, так и из уст путешественников.

Галонифонтибус упоминает и абхазов, локализует их южнее черкесов, однако не указывает точную границу. Если предыдущие два автора различали Зихию и Черкессию, то у данного автора они отождествлены. Указание точной границы помогло бы определить суть ошибки, либо Галонифонтибус название зихов переносит на черкесские территории, либо название черкесов переносит на зихские. Вероятнее всего, автор допустил такую же ошибку, что и монах-доминиканец Юлиан, который назвал Матрику (Тамань) Зихией. Ведь Тамань при Иоанне Галонифонтибусе находилась в составе Черкессии, о чём он мог знать. В тот же момент, из-за того, что Зихийская Епархия находилась долгое время на Тамани, то из этого складывается ошибочный вывод, что Зихия – это Черкессия. В действительности же Зихийская Епархия находилась не на этнической территории зихов.

[img]"[/img]
Johann Baptist Homann. Generalis Totius Imperii Russorum Novissima Tabula Magnam Orbis terrarum partem. 1720. (фрагмент) Johann Baptist Homann. Generalis Totius Imperii Russorum Novissima Tabula Magnam Orbis terrarum partem. 1720. (фрагмент)

В тексте описывается факт почитания деревьев, что указывает на абхазские традиции.

«Книга познания мира» была опубликована в 1404 году, через 9 лет после опустошительного похода Тамерлана на Северный Кавказ. Это значит, что черкесы о которых писал Галонифонтибус, это остатки полиэтнического населения низовий Кубани, которые вероятно являются прямыми предками адыгов.

#абазги #абхазы #садзы #апсилы #абаза #кавказ #восточное причерноморье #абазгия #зихия

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх