На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

58. Миф-2. Касахи и Папаги — адыгские племена

И. А. Дружинина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Археологии РАН Кашаки (кешаки) описаны в книге «Мурудж аз-захаб» ал-Масуди, посетившего во второй половине 30-х годов X в. берега Каспийского моря и Кав­каз. При этом в труде ал-Масуди зихи не упомянуты, а под именем кашаки (кешаки) объединены все племена, проживающие к западу от алан — как в Закубанье, так и в Северо-Восточном Причерноморье.

С кашаками связывают жителей страны Касахии, упоминаемой в труде Константина Багрянородно­го «Об управлении империей», созданного между 948 и 952 гг. При том, что ранее первой трети X в. упоминания кашаков (касахов) в источниках нет, Касахия, наряду с Зихией и Папагиеи, описана в главах трактата, готовившихся изначально для другого текста — исторического труда «О народах», в котором аккумулировались актуальные для IX в. сведения. Следовательно, Касахия, как и Папагия, была известна во времена расцвета Хазарского каганата. Имен­но к этому периоду относится сообщение в письме х

И. А. Дружинина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Археологии РАН

Кашаки (кешаки) описаны в книге «Мурудж аз-захаб» ал-Масуди, посетившего во второй половине 30-х годов X в. берега Каспийского моря и Кав­каз. При этом в труде ал-Масуди зихи не упомянуты, а под именем кашаки (кешаки) объединены все племена, проживающие к западу от алан — как в Закубанье, так и в Северо-Восточном Причерноморье. С кашаками связывают жителей страны Касахии, упоминаемой в труде Константина Багрянородно­го «Об управлении империей», созданного между 948 и 952 гг. При том, что ранее первой трети X в. упоминания кашаков (касахов) в источниках нет, Касахия, наряду с Зихией и Папагиеи, описана в главах трактата, готовившихся изначально для другого текста — исторического труда «О народах», в котором аккумулировались актуальные для IX в. сведения. Следовательно, Касахия, как и Папагия, была известна во времена расцвета Хазарского каганата. Имен­но к этому периоду относится сообщение в письме хазарского царя Иосифа к кордовскому вельможе Хасдаю ибн-Шапруту (пространная редакция) о жи­телях «страны Каса», расположенной рядом с аланами (хоть и написано это письмо накануне гибели каганата). Возможно, с Касахиеи связана упомянутая в «Мученичестве Або Тбилели» «страна язычников, которые не имели никакого­го представления о боге», находившаяся на северных склонах Кавказа и, оче­видно, под хазарским протекторатом. С кашаками соотносят также касогов русских летописей, первые упоминание о которых дошли до нас в известиях под 965 годом «Повести временных лет». Затем касоги упоминаются в событиях 1022, 1023 и 1066 гг. Уникальная надпись конца XI — начала XII в., начертанная касогом, обнаружена на стене Софии Киевской. Граффито гласит: «Дедилец-касог, тмутаракан|ец писал], идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!». Надпись выполнена от первого лица, на совершенном древнерусском языке Касогом-христианином, носящим славянское мирское имя Дедилец, оказавшимся на Руси после перехода города под суверенитет Византии. Примечательно, что, подобно арабским ученым, древнерусские авторы зихов не знают. А хазары, видимо, различали зихов (народ Зибус) и касахов (жителей страны Каса). Относительно этнокультурной атрибуции кашаков в науке существуют различные мнения. «Автохтонной адыгской» гипотезы происхождения ка­шаков (жителей страны Касахия и Каса, касогов) придерживались Л.И. Лав­ров, Е.П. Алексеева, Г.А. Меликишвили, Н.Г. Волкова и др. Приверженцы другой гипотезы (Е.А. Армарчук, И.О. Гавриту- хин, А.В. Гадло, А.В. Дмитриев, И.Л. Кызласов, А.В. Михеев, А.М. Новичихин, А.В. Пьянков, В.А. Тарабанов и др.) рассматривают кашаков (жителей страны Касахия и Каса, касогов) как кочевой или полукочевой народ тюрк­ского или угорского происхождения. Их появление в Кубано-Черноморском регионе исследователи связывают со стремлением хазарских властей укрепить западные границы каганата или с перекочевкой групп тюркского населения в пределы Хазарии в результате возникшей «в середине VIII века в связи с завоеваниями арабов и уйгуров в Южной Сибири напряженной во­енно-политической обстановки». Согласно третьей гипотезе, кашаки до середины X в. представляли собой племя или племена, населявшие предгорья Северо-Западного Кавказа, при этом находившиеся в зависимости от Хазарского каганата и выплачивавшие хазарам дань. Одним из этнокомпонентов кашаков являлись потомки меото-сарматских племен, вытесненных из степной полосы Закубанья в предгорья праболгарами в VI в., другим — представители племен, родственных зихам, третьим — часть праболгар, в свою очередь, потесненных из степной зоны За­кубанья на рубеже VII—VI11 вв. тюркским или угорским народом — папагами, чье появление в регионе было санкционировано Хазарским каганатом. Одна­ко после краха Хазарии и разгрома папагов часть их вливается в состав кашаков (касахов, касогов), под именем которых с этого времени и до появления полиэтнонима черкесы скрывается полиэтничное оседлое население равнин и предгорий Закубанья. На то, что кашаки (жители страны Каса или Касахия, касоги) не были эт­нически связаны с хазарами, косвенно указывает сообщение автора XII в. Ибн Асакира (Абуль-Касим Али ибн аль-Хасан ад-Димашки, 1105—1176), который при описании мечетей Дамаска упомянул кашаков и хазар, четко разделив при этом обе эти группы выходцев с Северного Кавказа: «Мечеть, известная как касожская мечеть у моста [около| скотного рынка. Мечеть в восточной (сторо­не от этого же] моста, известная как хазарская». Сведения о «стране» Папагия Северо-Западного Кавказа содержит только один источник — трактат Константина VII Багрянородного «Об управлении империей»: «За Таматархой, в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, аотУкрухадореки Никопсис ]...] простира­ется страна Зихия. [...] Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания». Далее перечислены не­фтяные источники Зихии и расположенные рядом поселения: «место Паги, находящееся в районе Папагии», место «Папаги, близ которого находится деревня Сапакси», «отстоят эти места от моря на один день пути без смены коня». Информация о Папагии в источнике соответствует различным хроноло­гическим и этнополитическим срезам истории Северо-Западного Кавказа. В главе 42, сведения которой не выходили за рамки IX в. и предназначались первоначально для исторического трактата «О народах», Папагия показана как самостоятельная область или «страна». Она поставлена в один ряд с Зихией, Касахией, Аланией и Авасгией. В главе 53, содержащей актуальную для середины X в. информацию, Папагия предстает уже как часть Зихии. В соответствии с этим можно выделить и два периода истории Папагии. Первый — «Папагия — страна» — характеризуется ее известной политической самостоятельностью. То, что Папагия в период расцвета Хазарского кагана­та занимала наиболее привлекательный район Закубанья — равнину с нефтя­ными источниками вдоль главной водной артерии региона, указывает на ее ключевые позиции на левобережье и явную связь с хазарами. Допустимо, что Северо-Восточное Причерноморье к северу от Геленджика также относилось к Папагии, так как по Анонимному трактату Periplus Ponti Euxini (середина VI — середина IX в.) этот район не был занят зихами. Второй период, кото­рый приходится на кризисные для каганата годы, связан с продвижением зи­хов в Закубанье и может быть обозначен как «Папагия — часть Зихии».
[img]"[/img]
Jacques Grasset de Saint-Sauveur (France, 1757-1810) Kabardinien (Кабардинец) Jacques Grasset de Saint-Sauveur (France, 1757-1810) Kabardinien (Кабардинец) Археологический контекст сведений о Папагии характеризуется появле­нием на рубеже VII—VIII вв. в районе Анапы—Геленджика и в степном Заку­банье до устья р. Псекупс грунтовых кремационных погребений. Вопрос об этнокультурной атрибуции населения, привнесшего этот обряд, остается от­крытым (см. об этом ниже). Высокая степень милитаризации носителей обря­да кремаций, управляемого элитарной прослойкой воинов-всадников, ука­зывает на принадлежность их вождей военно-административному аппарату каганата. Динамика и территория распространения кремаций корреспондируют со сведениями о Папагии византийского источника. В начале X в. отмечают­ся резкое сокращение ареала и числа могильников с трупосожжениями и их исчезновение из района Анапы—Геленджика. Именно в это время Папагия переживает кризис: к середине X в. эту область занимают зихи. Видимо, не «аланские походы», а продвижение зихов стало причиной исхода с побережья носителей обряда кремаций, что согласуется с сообщением «Кембриджского анонима» о войне хазар с народом Зибус.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #кавказ #восточное причерноморье #кабардинцы #касоги

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх