Интервью провел Анзор Нибо. Маджид Утыж – репатриант первой волны. На родину предков вернулся в 1990-м году. Родом из адыгского аула Шенджий в 120 семей, основанного в Турции еще в 19 веке черкесами-махаджирами с Кавказа. Там же закончил университет. Получил ученую степень. Служил в турецкой армии. Он – единственный из турецких шенджийцев, кто при первой же возможности вернулся на родину предков.
Жил в Нальчике, Майкопе и Дагомысе. Некоторое время назад вновь перебрался в столицу Кабардино-Балкарии. Все эти годы активно и довольно успешно занимается бизнесом. Хотя история репатрианта Утыжа – ныне преуспевающего предпринимателя, кажется, вполне довольного жизнью, сегодня, скорее, исключение, чем правило. Как говорит сам Маджид, идея заняться любимым делом – открыть собственный магазин, работа в котором приносила бы не только доход, но и чисто эстетическое удовольствие, пришла к нему достаточно давно, не хватало самого малого – времени. Несколько лет назад Утыж открыл в самом центре Нальчика, на проспекте Ленина, небольшой салон по продаже сувениров с адыгской национальной символикой. Магазин, получивший название "Адыгэ унэ" ("Дом адыга"), стал центром притяжения черкесской молодежи, представителей творческой и научной интеллигенции республики, рядовых жителей Кабардино-Балкарии. ...Интервью провел Анзор Нибо.
Маджид Утыж – репатриант первой волны. На родину предков вернулся в 1990-м году. Родом из адыгского аула Шенджий в 120 семей, основанного в Турции еще в 19 веке черкесами-махаджирами с Кавказа. Там же закончил университет. Получил ученую степень. Служил в турецкой армии. Он – единственный из турецких шенджийцев, кто при первой же возможности вернулся на родину предков. Жил в Нальчике, Майкопе и Дагомысе. Некоторое время назад вновь перебрался в столицу Кабардино-Балкарии. Все эти годы активно и довольно успешно занимается бизнесом. Хотя история репатрианта Утыжа – ныне преуспевающего предпринимателя, кажется, вполне довольного жизнью, сегодня, скорее, исключение, чем правило.
Как говорит сам Маджид, идея заняться любимым делом – открыть собственный магазин, работа в котором приносила бы не только доход, но и чисто эстетическое удовольствие, пришла к нему достаточно давно, не хватало самого малого – времени. Несколько лет назад Утыж открыл в самом центре Нальчика, на проспекте Ленина, небольшой салон по продаже сувениров с адыгской национальной символикой. Магазин, получивший название "Адыгэ унэ" ("Дом адыга"), стал центром притяжения черкесской молодежи, представителей творческой и научной интеллигенции республики, рядовых жителей Кабардино-Балкарии.
Всегда общительный и гостеприимный хозяин встретил гостя из Сочи как самых дорогих друзей и при этом признался: в Причерноморской Шапсугии он провел лучшие годы своей жизни. Небольшое по размерам помещение с длинными рядами полок напоминает древнюю антикварную лавку из романов Бальзака, Дюма или Мопассана – каждый предмет здесь имеет свои особенности и удивительную судьбу. На стенах – циновки и покрывала, выполненные вручную в традиционном адыгском стиле. Гравюры и картины на историческую тематику соседствуют с множеством книг, рассказывающих об истории и древней культуре народа и большим выбором национальной одежды. В "Доме адыга", есть, кажется, все, даже раритеты, способные заинтересовать любого ценителя прошлого.
Маджид подходит к полке и берет в руки адыгскую гармонь. Растягивает ее меха – звучание великолепное. Здесь же, на витрине, немало других музыкальных инструментов. Затем, улыбнувшись, гордо показывает главное из своей коллекции – настоящую черкесскую шашку и стрелы, которыми пользовались наши предки много веков назад.
– Эти предметы удивительны, – рассказывает он. – Каждый раз, когда я беру их в руки, меня охватывает волнение и трепет оттого, что это – часть исторического прошлого нашего народа, который неоднократно был вынужден защищать свою землю от захватчиков. Может быть, кто-то из наших прославленных героев-черкесов держал эту шашку в своих руках…
Заходят посетители. Многие восхищенно переводят взгляды с одного предмета на другой, задают вопросы. Многое из выставленного на полках магазина напоминает Утыжу о его жизни в Турции.
– Какие трудности ожидают человека, который, бросив все на чужбине, все-таки решается вернуться на свою историческую родину? – спрашиваю Маджида.
– Каких-то особых проблем лично у меня не было, – вспоминает он. – Я знаю родной язык, влюблен в нашу культуру – это для меня было главным. В Турции с самого детства ежедневно я слышал от местных: "Вы, черкесы, здесь чужие. Не нравится – уезжайте туда, откуда приехали". Несмотря ни на что, я получил хорошее образование, отдал воинский долг государству, в котором жил, а когда получил возможность вернуться на землю предков, не задумываясь, сделал это. Принимая столь важное для любого человека решение, я рассуждал так: разве на родине может быть плохо?
Но даже в Турции, радикально решающей все национальные вопросы, как говорит Маджид, он всячески старался демонстрировать свою принадлежность к адыгам. На черно-белых фотографиях из семейного альбома, сделанных лет двадцать назад где-то на улицах Анкары, запечатлен молодой студент Утыж в брюках-клеш с черкесским наборным поясом – не хватает, кажется, только кинжала.
– Поначалу меня все спрашивали: что это и для чего, потом – привыкли, – гордо говорит он. – На первых порах, часто бывая среди турецкой молодежи, я по привычке каждый раз приподнимался, когда кто-нибудь заходил в помещение. Кто знаком с адыгскими традициями, хорошо знает об этом. Турки надо мной смеялись: ты что, на иголках сидишь? Однажды я им объяснил, что, приподнимаясь, я тем самым, показываю вошедшему, что я его заметил, приветствую и уважительно готов уступить место за столом. Прошло время, и многие ребята-турки из числа студентов непроизвольно стали делать то же самое.
Пока мы разговариваем, супруга Маджида, Ася, хлопочет у манекена – наряжает его в женский костюм.
– Маджид из тех людей, кто, независимо от обстоятельств, может реализовать себя и воплотить в реальность самые смелые надежды, – признается она. – У него всегда есть цель в жизни, которую он ставит перед собой и обязательно достигает. Вот воплотил и еще одну мечту – открыть не просто магазин, а именно по продаже национальных сувениров.
– А чем, на ваш взгляд, зарубежные адыги отличаются от тех, которые живут на своей земле? – интересуюсь у хозяйки.
– Однозначно сказать трудно, но они ведь родились на чужбине, и долгое время не имели прав на многое. Здесь же они получают уникальную возможность реализовать себя и свои идеи. В них есть какая-то особая духовная сила – тот твердый стержень, который помогает им выжить, а также преодолеть все трудности и испытания. А вообще я счастлива при мысли, что нам удалось создать "Адыгэ унэ", о котором сегодня знают на всем Северном Кавказе, своими собственными руками. Даже не верится, что все трудности уже позади!
Другие статьи:
Откровения мужчин об отношениях с женщинами.
Чтобы не рабочая неделя не развела семейные пары
Какие женские особенности привлекают мужчин?
Древний Египет и секс: как развлекались жители великого.
Власти США призвали жителей трех штатов воздержаться от поездок
Умер композитор Кшиштоф Пендерецкий
Путин поручил начать выплаты помощи имеющим право на маткапитал семьям
Китайские власти заявили об остановке эпидемии коронавируса в стране
Глава Адыгеи поручил принять все меры по реализации решений президента РФ из обращения
Всякий раз, бывая в Нальчике, я не могу не зайти к Маджиду в "Дом адыга" – и обязательно замечаю что-то новое – бизнес, к которому Утыж подходит творчески, продолжает активно развиваться.
Сегодня он всерьез подумывает о строительстве отдельного здания, в котором будет и магазин сувениров, и своего рода этнографический музей, где смогли бы легко уместиться все экспонаты, собранные хозяином за прошедшие годы.
В новом доме Маджида, напоминающем запасники настоящего исторического музея, – сотни предметов адыгской старины. Возраст большинства раритетов превышает две сотни лет.
– Вот это конское седло сделал мастер-шапсуг из Турции – рассказывает Утыж, показывая гордость своей коллекции. – Я купил его на "серебряном" базаре в Стамбуле. Парень, продававший этот редкий предмет, был абхазом из местной диаспоры.
С полки, на которой лежат кинжалы, предметы из серебра и музыкальные инструменты, Маджид берет небольшую по размерам гармонь, садится на стул и медленно растягивает меха. Инструмент, судя по его состоянию достаточно древний, легко издает мелодичные и сочные звуки.
– Большинство из этих вещей я привез из Турции, а эту адыгскую гармонь купил в Германии, – говорит хозяин дома, не прекращая наигрывать какую-то очень живую по своему темпу мелодию. – Знаете, что это за музыка? Это традиционный шапсугский "Тлепарыш" – этот вариант знаменитой мелодии сохранился только в диаспоре, на исторической родине ее уже не помнят…
Он долго рассказывает о жизни черкесов за рубежом, о проблемах репатриации, о сложных путях развития народа. Все его мысли выстраданы, пропущены через собственное сердце, поэтому близки и понятны каждому адыгу, сопереживающему всему, что происходит в среде этноса.
Встречая посетителей и многочисленных друзей, для которых всегда гостеприимно распахнуты двери его дома, Маджид Утыж искренне счастлив: жизнь предоставила ему возможность самому решать свою судьбу, а что может быть важнее для человека?
Источник
Свежие комментарии