На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

История становление музыки в Адыгее

Крупные жанры хоровой музыки создавались по образцам советского официоза, как правило, в связи с юбилейными и памятными датами общественного значения, такими как 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 50-летие образования ААО, 30-ти и 40-летие Победы и др. В Материалах областного совещания работников культуры АО 1975 г.

, содержащих итоги работы секции композиторов Адыгеи за семь лет (с 1968 г.), как главное достижение, демонстрирующее рост композиторского мастерства, упоминается обращение авторов к крупным хоровым формам: оде (М.Бесиджев «Я славлю руки человека»), оратории («Земля отцов» М.Бесиджева, «Ленин вечно живой» Г.Чича) и др.1 Несмотря на стилевую заштампованность и образно-тематическую ограниченность, хоровая музыка оказалась именно той областью, в которой активно велись поиски национального языка и линейно возрастало композиторское мастерство. Все перечисленные особенности становления композиторского творчества обусловили своеобразие формирования академической традиции музыкального искусства в Адыгее, «кровно» связанной с «государственной» культурой. Самодеятельный статус композиторов обусловил зависимость их творчества от художественной самодеятельной среды, определившей идейнообразное содержание произведений, эстетические каноны, жанровые приоритеты. В целом период становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е годы характеризуется интегрированием в стилевое пространство «советской музыки», в которое композиторы вошли через освоение общесоветской массовой песни, инструментальных обработок-вариаций. Этот период можно определить как этап первоначального профессионального освоения национального материала. В начале 90-х прошлого века композиторское творчество в Адыгее развивается в новом социокультурном контексте, который связан с общероссийскими перестроечными процессами во всех сферах общественной жизни, а также с изменением политического статуса национальной автономии, которая в 1991 году стала республикой в составе России. До 1991 года незначительное число членов профессионального Союза композиторов СССР, проживающих в Адыгее, не давало возможности открытия нового отделения в Майкопе. Многие годы У.Тхабисимов, А.Нехай, Г.Чич, Ш.Шу входили в состав Краснодарского отделения Союза композиторов СССР. Регулярные поездки в Краснодар на творческие заседания, показ и прослушивание новых сочинений с их последующим обсуждением, творческие диспуты, общение с известными деятелями музыкальной культуры Кубани - Г.Пономаренко, В.Захарченко, А.Селезневым, В.Комиссинским, В.Пономаревым, Н.Хлопковым, -все это содействовало творческой активности адыгских композиторов. Появление в Адыгее членов профессионального Союза композиторов фактически и юридически давало основание для организации в республике самостоятельного отделения творческого союза. Один из ведущих авторов А.Нехай возглавил организационную работу в этом направлении. Он считал, что только Союз может поднять престиж композиторов в обществе, способствовать внедрению в жизнь подлинных музыкальных ценностей. Осенью 1992 года состоялось первое заседание Союза композиторов Адыгеи, объединившего Умара Тхабисимова, Аслана Нехая, Гиссу Чича, Каплана Туко, Шабана Шу, Аллу Соколову. Новый политический статус дал Адыгее возможность относительно самостоятельно определять стратегию культурного строительства. Главным направлением культурных преобразований в Адыгее стало создание профессиональных творческих коллективов - Симфонического оркестра, Камерного музыкального театра, Государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи «Исламей», Оркестра русских народных инструментов «Русская удаль», Хоровой капеллы. Изменился образовательный статус музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного университета, преобразованного в 1997 году в Институт искусств. В целом такая «глобализация» культурной жизни стала возможной благодаря росту исполнительского профессионализма, явившегося результатом функционирования уже отлаженной системы музыкального образования, а также активной деятельности и личной инициативе профессионального музыканта, первого министра культуры Адыгеи Адама Асхадовича Ханаху (1946-1999). Появление профессиональных коллективов открывало новые возможности для реализации творческих планов композиторов. И действительно, они способствовали подъему творческой активности. Хоровая капелла, Симфонический оркестр, Камерный театр стали мощным стимулом для композиторского творчества М.Хупова. А.Нехай создал богатейший репертуар для ансамбля «Исламей».

Крупные жанры хоровой музыки создавались по образцам советского официоза, как правило, в связи с юбилейными и памятными датами общественного значения, такими как 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 50-летие образования ААО, 30-ти и 40-летие Победы и др. В Материалах областного совещания работников культуры АО 1975 г., содержащих итоги работы секции композиторов Адыгеи за семь лет (с 1968 г.), как главное достижение, демонстрирующее рост композиторского мастерства, упоминается обращение авторов к крупным хоровым формам: оде (М.Бесиджев «Я славлю руки человека»), оратории («Земля отцов» М.Бесиджева, «Ленин вечно живой» Г.Чича) и др.1 Несмотря на стилевую заштампованность и образно-тематическую ограниченность, хоровая музыка оказалась именно той областью, в которой активно велись поиски национального языка и линейно возрастало композиторское мастерство.

Все перечисленные особенности становления композиторского творчества обусловили своеобразие формирования академической традиции музыкального искусства в Адыгее, «кровно» связанной с «государственной» культурой. Самодеятельный статус

композиторов обусловил зависимость их творчества от художественной самодеятельной среды, определившей идейнообразное содержание произведений, эстетические каноны, жанровые приоритеты.

В целом период становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е годы характеризуется интегрированием в стилевое пространство «советской музыки», в которое композиторы вошли через освоение общесоветской массовой песни, инструментальных обработок-вариаций. Этот период можно определить как этап первоначального профессионального освоения национального материала.

В начале 90-х прошлого века композиторское творчество в Адыгее развивается в новом социокультурном контексте, который связан с общероссийскими перестроечными процессами во всех сферах общественной жизни, а также с изменением политического статуса национальной автономии, которая в 1991 году стала республикой в составе России.

До 1991 года незначительное число членов профессионального Союза композиторов СССР, проживающих в Адыгее, не давало возможности открытия нового отделения в Майкопе. Многие годы У.Тхабисимов, А.Нехай, Г.Чич, Ш.Шу входили в состав Краснодарского отделения Союза композиторов СССР. Регулярные поездки в Краснодар на творческие заседания, показ и прослушивание новых сочинений с их последующим обсуждением, творческие диспуты, общение с известными деятелями музыкальной культуры Кубани - Г.Пономаренко, В.Захарченко,

А.Селезневым, В.Комиссинским, В.Пономаревым, Н.Хлопковым, -все это содействовало творческой активности адыгских композиторов.

Появление в Адыгее членов профессионального Союза композиторов фактически и юридически давало основание для организации в республике самостоятельного отделения творческого союза. Один из ведущих авторов А.Нехай возглавил организационную работу в этом направлении. Он считал, что только Союз может поднять престиж композиторов в обществе, способствовать внедрению в жизнь подлинных музыкальных ценностей. Осенью 1992 года состоялось первое заседание Союза композиторов Адыгеи, объединившего Умара Тхабисимова, Аслана Нехая, Гиссу Чича, Каплана Туко, Шабана Шу, Аллу Соколову.

Новый политический статус дал Адыгее возможность относительно самостоятельно определять стратегию культурного строительства. Главным направлением культурных преобразований в Адыгее стало создание профессиональных творческих коллективов - Симфонического оркестра, Камерного музыкального театра, Государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи «Исламей», Оркестра русских народных инструментов «Русская удаль», Хоровой капеллы. Изменился образовательный статус музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного университета, преобразованного в 1997 году в Институт искусств. В целом такая «глобализация» культурной жизни стала возможной благодаря росту исполнительского профессионализма, явившегося результатом функционирования уже отлаженной системы музыкального образования, а также активной деятельности и личной инициативе профессионального музыканта, первого министра культуры Адыгеи Адама Асхадовича Ханаху (1946-1999).

Появление профессиональных коллективов открывало новые возможности для реализации творческих планов композиторов. И действительно, они способствовали подъему творческой активности. Хоровая капелла, Симфонический оркестр, Камерный театр стали мощным стимулом для композиторского творчества М.Хупова. А.Нехай создал богатейший репертуар для ансамбля «Исламей».
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх