На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов
  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...

Хьэдэ Джанэ - Погребальная рубашка

По адыгскому этикету, адыг не имел права сдаваться в плен. Если все же его ожидала неминуемая смерть во время боя, то он должен был встретить ее достойно с оружием в руках, и обязан был до последнего дыхания биться с врагом.Отправляясь в поход, на войну, адыг должен был вернуться победителем или умершим.

По древнеадыгскому обычаю, когда воины отправлялись на войну, жены или возлюбленные повязывали им на руки красные шерстяные шнурки. Этот амулет означал для них – вернуться победителем или умереть, не сдаваясь в плен противнику. Таким образом, адыг не ставил ни во что жизнь, когда речь шла о его чести и достоинстве, о доблести и славе, и ради этих чувств он презирал смерть. Об этом красноречиво свидетельствует и древний обычай адыгов. Речь идет о том, что по адыгскому обычаю, отправляясь на войну, адыги (черкесы) брали с собой так называемую «погребальную рубашку» (хьэдэ джанэ). Хан-Гирей сообщал по этому поводу следующее: «Даже отчайнейшие головорезы имеют при себе готовую погребальную одежду – род савана (джэбын), что доказывает решительную их способность умереть во всякую пору». Этого требовал адыгский этикет.Но если же человек во время боя проявил малодушие, трусость и сбежал с поля боя, то его всячески презирали, были специальные позорные формы и методы наказания и осуждения таких людей. В частности у адыгов был такой обычай, когда такого воина-труса водили по селу, надев на него «къэрабгъэ джанэ» (рубашку труса). В этой связи Ш. Ногмов писал, что «уличенных в трусости выводили перед собранием в войлочном безобразном колпаке для посрамления и налагали на него пеню, которая определялась ценою в пару волов»

Хьэдэ Джанэ - Погребальная рубашкаПо адыгскому этикету, адыг не имел права сдаваться в плен. Если все же его ожидала неминуемая смерть во время боя, то он должен был встретить ее достойно с оружием в руках, и обязан был до последнего дыхания биться с врагом.Отправляясь в поход, на войну, адыг должен был вернуться победителем или умершим. По древнеадыгскому обычаю, когда воины отправлялись на войну, жены или возлюбленные повязывали им на руки красные шерстяные шнурки. Этот амулет означал для них – вернуться победителем или умереть, не сдаваясь в плен противнику. Таким образом, адыг не ставил ни во что жизнь, когда речь шла о его чести и достоинстве, о доблести и славе, и ради этих чувств он презирал смерть. Об этом красноречиво свидетельствует и древний обычай адыгов. Речь идет о том, что по адыгскому обычаю, отправляясь на войну, адыги (черкесы) брали с собой так называемую «погребальную рубашку» (хьэдэ джанэ). Хан-Гирей сообщал по этому поводу следующее: «Даже отчайнейшие головорезы имеют при себе готовую погребальную одежду – род савана (джэбын), что доказывает решительную их способность умереть во всякую пору». Этого требовал адыгский этикет.Но если же человек во время боя проявил малодушие, трусость и сбежал с поля боя, то его всячески презирали, были специальные позорные формы и методы наказания и осуждения таких людей.
В частности у адыгов был такой обычай, когда такого воина-труса водили по селу, надев на него «къэрабгъэ джанэ» (рубашку труса). В этой связи Ш. Ногмов писал, что «уличенных в трусости выводили перед собранием в войлочном безобразном колпаке для посрамления и налагали на него пеню, которая определялась ценою в пару волов»
Ссылка на первоисточник
наверх