На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-Лотрек

Рыцарская культура была основным направлением парадигмы адыгов. Вооружение, конь, снаряжение, военное мастерство, высокие духовные качества – благодаря всему этому кабардинский рыцарь был «и один в поле войн». Не случайно у кабардинцев уже в нартском эпосе упоминается термин шу закъуэ (одинокий рыцарь) – философия рыцарства, доведенного до абсолюта.

Воин, способный в одиночку выступить против всего того, что не приемлет.

Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-ЛотрекРыцарская культура была основным направлением парадигмы адыгов. Вооружение, конь, снаряжение, военное мастерство, высокие духовные качества – благодаря всему этому кабардинский рыцарь был «и один в поле войн». Не случайно у кабардинцев уже в нартском эпосе упоминается термин шу закъуэ (одинокий рыцарь) – философия рыцарства, доведенного до абсолюта. Воин, способный в одиночку выступить против всего того, что не приемлет.

История адыгского доспеха начинается с древнейших времён. Это и кожаный, ламинарный, и чешуйчатый доспехи. В адыгском языке кольчуга – афэ джанэ – кожаная рубашка. Весьма вероятно, что первые варианты доспеха представляли собой особым образом выделанную кожу, которая, истлевая в захоронениях, не дошла до наших дней. Данный тип доспеха мог усиливаться металлическими пластинками. В экспозиции Национального музея экспонируются остатки чешуйчатого доспеха, основа которого могла быть кожаной.

В захоронениях античных адыгов наряду с другими видами мы также встречаем доспех греческого типа, основу которого составляет кираса. Но импортные доспехи, и особенно шлемы, переделывались на свой манер.

Найденные при раскопках на Кубани образцы кольчато-пластинчатого доспеха считаются одними из древнейших в мире в данной конструкции. Этот тип доспеха объединил в себе эластичность кольчуги и жёсткость латного доспеха.

Доспех типа тегилай носили герои адыгских песен – и Сосруко просил изготовить ему тегилай. С монгольского (или китайского) он переводится как халат, твёрдый, как сталь. Этот шёлковый либо кожаный многослойный, многократно простроченный халат сложно было прорубить и прорезать. На наиболее уязвимых участках тела нашивались элементы кольчуги.

Черкесский доспех состоял из кольчуги, шлема, налокотников и боевых перчаток. Но, судя по сказаниям нартского эпоса и сообщениям Хан-Гирея, были и другие элементы для защиты ног либо латы на корпус и плечи.

К защите относят подшлемник – мягкую шапочку, которая смягчала удар, нанесённый по шлему. Подкольчужник, принимавший на себя часть ударного действия, в том числе и пули.

В эпическом материале упоминаются защитные штаны. Весьма вероятно, что они могли быть кольчужными или кожаными, усиленными металлическими накладками в виде чешуек. В эпосе даже есть метафора «протереть семь кольчужных штанов».

Кольчуга в виде сетки была изобретена кельтами и перенята римской армией под названием «Лорика хамата». Наряду с остальными видами этот кольчужный доспех начинает осваиваться адыгами примерно в I веке н.э.

Черкесские кольчуги приобретают своё лицо. Они изготавливались из высокотехнологического материала – очевидно, черкесского булата. О том, что подобный булат существовал, мы можем судить из указа царя Алексея Михайловича, который в 1662 – 1666 гг. дал задание послам в Персии Милославскому и Норбекову подрядить мастеров по изготовлению оружия, а также закупить различные сорта булата: «Кроме того, несколько мастеров оружейников, которые умели бы булатные и железные сабли заваривать доброю кызылбашкой и черкасскую заваркой». Речь идёт об особых сортах дамаска, которые различались по качеству, по технологии изготовления. Когда речь идёт о черкасской заварке, имеется в виду особый тип сварного булата. Исследователи отмечают высокое качеств сваривания колец на черкесских кольчугах, от чего во много зависит и качество всей кольчуги. Так как одно кольцо скрепляет четыре соседних, то любой разрыв приведёт к образованию отверстия в пять колец.



Из черкесского сорта булата вытягивалась проволока, обвивалась вокруг прута определённого диаметра, разрезалась на кольца, края колечек расплющивались и пробивались небольшим шипом либо маленьким гвоздиком. Колечко должно было быть нагрето до определённой температуры, которая определялась по цвету металла. Всё должно было происходить в абсолютно тёмной кузнице. Если температура будет выше нужной, металл перегорит, если ниже требуемой – не произойдёт качественного сваривания колечек. Поэтому мастер должен был по оттенку точно определить температуру сваривания и в этот момент произвести кузнечную сварку. Естественно, всё это требовало определённого настроя мастера. Он длительное время настраивался на робату, соблюдая чистоту, - как душевную, так и телесную. В это время женщинам запрещалось заходить на кузню. Половина колечек сваривалась сразу, а потом сложенные ряды соединяли между собой свободными колечками. Для создания одной кольчуги сваривалось от 20 тысяч до 40 тысяч колец. Таким образом, кольчуга превращалась в дорогой и надёжный доспех.

Черкесские кольчуги отличались особой прочностью при небольшой массе. Вот что писал о них автор XIX века Потто в книге «Кавказская война»: «Против него выехали кабардинские наездники, одетые в свои лёгкие, сильные, непроницаемые кольчуги. Эти кольчуги представляют собой археологическую редкость. Их можно видеть только в музеях, и, кажется, самый секрет их бесподобной выделки утрачен навеки».

На кольчуге, представленной в Нац. музее КБР (фото 1), мы видим два типа колец. Те, что приходятся на расположение наиболее важных жизненных органов, на уровни груди более широки в сечении. Колечки на плечах, рукавах, боках более тонкие, за счёт чего ещё больше облегчается доспех.

Сочетание легкости и прочности позволяло всаднику, обладая достаточно высоким уровнем защиты, передвигаться на больших скоростях и прекрасно маневрировать на поле боя.

Кольчуги передавали из поколения в поколение и очень берегли. Про адыгов средневековья писали следующее: «Войны ложились спать, имея в изголовье своём кольчугу, рядом оружие». Что позволяло быть постоянно готовым к бою.

Потто свидетельствует, что «подобный трёхкольчужный панцирь представлял собой мелкую сетку, легко укладывающуюся на ладонях. Весит не более 5-6 фунтов, но, надетый на голову плечи, образует литую массу, которую никак нельзя было пробить употреблявшейся тогда литой круглой пулей».

По сведениям учёного Хасана Яхтанигова, черкесские кольчуги, хранящиеся в Оружейной палате Кремля, весят от 3,7 до 5 кг. Сравните с европейскими – от 7 до 15-16 кг.

Кольчужная сетка прикреплявшаяся к шлему (бармица), также составляет часть доспеха, защищающего голову. Часть сетки доходит до середины лица и защищает глаза и верхнюю часть лица во время боя. Что мы можем наблюдать на фотографии графа Альфонса де Тулуз-Лотрека. Отодвигая шлем на затылок и поднимая бармицу, войн как бы открывал забрало.

С помощью двух крючков бармица запахивалась, защищая шею и фиксируя шлем на голове. Интересно упоминание в памятнике древнерусской литературы «Задонщина»: «А шеломы у нас черкесские». Кольчужные рукавицы (фото 3) имели интересную конструкцию. Манжеты заправлялись под налокотник, на запястье фиксировались шнурками или ремешками. Перчатка-полукруг накладывалась на тыльную часть ладони. Наружная часть была усилена кольчужной сеткой, внутренняя делалась из сафьяна, украшенного вышивкой и галуном. Налокотники из металлических пластинок защищали руку от кисти до локтя.

В бою черкесы продолжали использовать кольчугу, надевая под черкеску, вплоть до второй половины XIX века.

Лёгкий, высокачественный доспех пользовался популярностью и на протяжении нескольких столетий поставлялся в Россию, Иран, Крымское ханство, Османскую империю, Польшу. В Польше были созданы кавалерийские подразделения «Пятигорские хоругвии» из черкесских князей – скорее всего, жанеевцев. Постепенно подразделения начинают формироваться из польской шляхты, но тип доспеха остаётся черкесским.





Феликс Наков
генеральный директор
Национального музея КБР
Статья перепечатана из "Газеты Юга" на 4 августа.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх