Нарты - могучие воины, их дело совершение подвигов и бесконечное сражение с бесчисленными врагами (хтонические существа - драконы, великаны (блягъуэ, иныжь, Еминэжь; (абх.) адау, агулшапом и др.)), наградой им служит слава на века. Саусрыкъуэ отнимает у чудовищ огонь, возвращает (что равносильно добыванию) семена проса, захваченные Емынэжь.
С Сэтэней связано появление первого коня и первой собаки...Нарты - могучие воины, их дело совершение подвигов и бесконечное сражение с бесчисленными врагами (хтонические существа - драконы, великаны (блягъуэ, иныжь, Еминэжь; (абх.) адау, агулшапом и др.)), наградой им служит слава на века. Саусрыкъуэ отнимает у чудовищ огонь, возвращает (что равносильно добыванию) семена проса, захваченные Емынэжь. С Сэтэней связано появление первого коня и первой собаки.
Они занимаются и мирным трудом, земледелием и скотоводством, попутно изобретая (символические) орудия труда и музыкальные инструменты (Кетуан (абх.) изобрёл свирель).
В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса - от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов - из ста братьев и сестры Гунды - возглавляет их мать безмужняя Сэтэней-Гуащэ, обладающая неограниченным авторитетом. В адыгской версии мать Нартов Сатаней также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами.
Смелые Нарты прибегают не только к физической силе, но также и к помощи магии. Сэтэней-Гуащэ способна изменять погоду; по просьбе Сэтэней останавливается солнце; Ашэмэз с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Помощники героев - чудесные кони (Тхъужьей, абх. араш Бэоу); Отдельные Нарты (Бэтрэз) спускаются в подземный мир и возвращаются из него.
Нарты вступают в тесные отношения с богами, которые принимают в их жизни активное, непосредственное участие. В адыгском эпосе Тлъэпщ, Тхьэгъэлэдж, Амыш присутствуют на хасе; ежегодно боги приглашают на свой пир одного из нартов; мать Тхьэгъэлэдж и Амыш помогает Нартам советами. Тлъэпщ изготавливает Нартам боевые доспехи, снаряжение, орудия труда, чинит повреждённые бёдра, черепа (ту же роль в абхазском эпосе играет чудесный кузнец Айнар-ижьи). Некоторые нарты находятся в родственных отношениях с богами. Дзахуш - сын Тлъэпщ; Уэзырмэс - сын дочери морской богини; жена Сосрыкъуэ - дочь Тлъэпщ.
В адыгском эпосе богоборческие мотивы в первую очередь связаны с Насрэн-жьак1э и Уэзырмэс. По одному варианту сказаний, Бэтрэз вызволяет Насрэн-жьак1э, прикованного богами к Эльбрусу в наказание за дерзость.
Нарты, воспринимаемые носителями эпоса (адыгами, абхазами и д.р.) как предки их народа, в какой-то мере сопоставимы с мифическим племенем первых людей. Век их существования, «героический век», - это мифическое время, время снов.
Вся это информация доступна и осмысляема. Но огромный интерес вызывает: какие архетипические образования скрываются за тем или иным персонажем эпоса? Что за первобытный поведенческий стереотип породил сюжет данного эпизода? Какая сакральная истина скрыта в бесценном наследии наших предков, Нартском эпосе? Подобно сну, являющимся порождением подсознания сновидца, миф, в частности Нартский эпос, есть продукт коллективного бессознательного, и соткан он из архетипов первобытного, которые мы унаследовали, и которыми мы побуждаемы в наших действиях.
Источник
Свежие комментарии