На попечении Совета по охране исторических памятников – десятки объектов, некоторые из которых неожиданны, как, к примеру, целая деревня, да к тому же черкесская. Черкесская деревня Кфар-Кама, расположенная между Кфар-Тавор и Шароной, - довольно большая, 3000 душ. Все говорят по-черкесски (обязательный предмет в школе) на этом удивительном языке.
Черкесский язык напоминает птичий, лингвистически и фонетически ни на какой другой не похож, относится к кавказской группе тюркских языков, на письме отображается кириллицей. В его алфавите – 66 букв. "Немалую роль в нем играет интонация, есть слова, в которых до 60 букв", - наспех сообщает нам экскурсовод, ведя нас по деревне, напоминающей греческую и турецкую одновременно. История черкесов в Израиле - отдельная страница, перелистывать ее не следует, она - часть истории общей, в которую вплетены войны Турции и России, завоевание Россией Кавказа и прочие честолюбивые намерения народов и властителей, в результате которых черкесы рассеяны по миру. В Израиле их четыре тысячи: три тысячи в Кфар-Каме и около тысячи в Рейхании в Верхней Галилее. ©Адыги.RU Маша Хинич
На попечении Совета по охране исторических памятников – десятки объектов, некоторые из которых неожиданны, как, к примеру, целая деревня, да к тому же черкесская. Черкесская деревня Кфар-Кама, расположенная между Кфар-Тавор и Шароной, - довольно большая, 3000 душ. Все говорят по-черкесски (обязательный предмет в школе) на этом удивительном языке. Черкесский язык напоминает птичий, лингвистически и фонетически ни на какой другой не похож, относится к кавказской группе тюркских языков, на письме отображается кириллицей.
В его алфавите – 66 букв. "Немалую роль в нем играет интонация, есть слова, в которых до 60 букв", - наспех сообщает нам экскурсовод, ведя нас по деревне, напоминающей греческую и турецкую одновременно.История черкесов в Израиле - отдельная страница, перелистывать ее не следует, она - часть истории общей, в которую вплетены войны Турции и России, завоевание Россией Кавказа и прочие честолюбивые намерения народов и властителей, в результате которых черкесы рассеяны по миру. В Израиле их четыре тысячи: три тысячи в Кфар-Каме и около тысячи в Рейхании в Верхней Галилее.


В начале 20-го века, когда началась вторая волна репатриации, здешние черкесы (все – выходцы из трех соседних деревень на Кавказе) помогали репатриантам из России и Польши становиться феллахами на этой выжженной земле. Израильские черкесы служат в Армии обороны Израиля, молятся 5 раз в день, платят налоги, совершают хадж в Мекку и называют себя черкесами-мусульманами–израильтянами и из поколения в поколение передают свой кодекс чести.
Старая деревня отреставрирована местными силами на деньги Совета по охране памятников: тротуары выложены бело-черными камнями, заборы мощны, дома восстановлены, мечеть – на турецкий манер – украшена плитками в черно-белую полоску. Имам мечети – подполковник Армии обороны Израиля в отставке. Меж беленых стен и черных оград - цветы. Ни на что в Израиле не похоже, а увидеть это можно, отъехав на 200 метров от дороги на Явниэль. Дом, где жили до недавнего времени семь сестер - потомки семьи Шами из Сирии, двухэтажный, наверху – анфилада из семи комнат для семи сестер, в каждой – разрисованные потолки. Точно как в старых итальянских романах. Тут собираются открыть не библиотеку иностранной литературы, а центр наследия черкесской культуры. О своих поездках на Кавказ Аднан отзывается с восторгом, но сдержан, когда описывает разговоры с бывшими советскими чиновниками по поводу помощи в открытии центра.
©Адыги.RU
Маша Хинич
Свежие комментарии