На попечении Совета по охране исторических памятников – десятки объектов, некоторые из которых неожиданны, как, к примеру, целая деревня, да к тому же черкесская. Черкесская деревня Кфар-Кама, расположенная между Кфар-Тавор и Шароной, - довольно большая, 3000 душ. Все говорят по-черкесски (обязательный предмет в школе) на этом удивительном языке.
Черкесский язык напоминает птичий, лингвистически и фонетически ни на какой другой не похож, относится к кавказской группе тюркских языков, на письме отображается кириллицей. В его алфавите – 66 букв. "Немалую роль в нем играет интонация, есть слова, в которых до 60 букв", - наспех сообщает нам экскурсовод, ведя нас по деревне, напоминающей греческую и турецкую одновременно. История черкесов в Израиле - отдельная страница, перелистывать ее не следует, она - часть истории общей, в которую вплетены войны Турции и России, завоевание Россией Кавказа и прочие честолюбивые намерения народов и властителей, в результате которых черкесы рассеяны по миру. В Израиле их четыре тысячи: три тысячи в Кфар-Каме и около тысячи в Рейхании в Верхней Галилее. ©Адыги.RU Маша Хинич На попечении Совета по охране исторических памятников – десятки объектов, некоторые из которых неожиданны, как, к примеру, целая деревня, да к тому же черкесская. Черкесская деревня Кфар-Кама, расположенная между Кфар-Тавор и Шароной, - довольно большая, 3000 душ. Все говорят по-черкесски (обязательный предмет в школе) на этом удивительном языке. Черкесский язык напоминает птичий, лингвистически и фонетически ни на какой другой не похож, относится к кавказской группе тюркских языков, на письме отображается кириллицей. В его алфавите – 66 букв. "Немалую роль в нем играет интонация, есть слова, в которых до 60 букв", - наспех сообщает нам экскурсовод, ведя нас по деревне, напоминающей греческую и турецкую одновременно.
История черкесов в Израиле - отдельная страница, перелистывать ее не следует, она - часть истории общей, в которую вплетены войны Турции и России, завоевание Россией Кавказа и прочие честолюбивые намерения народов и властителей, в результате которых черкесы рассеяны по миру. В Израиле их четыре тысячи: три тысячи в Кфар-Каме и около тысячи в Рейхании в Верхней Галилее.
Хранитель деревни, историк и экскурсовод Аднан Герхард на удивление четко произносит по-русски названия городов, где обитают его родственники и куда он возит экскурсии из Израиля. Сам Аднан на Кавказе был впервые в 1991 году, "благодаря Горбачеву", - объясняет он. Большая, еще советских времен карта на русском языке висит при входе в музей черкесского быта (www.circassianmuseum.com). Музей - как музей: расшитые сорочки, бурка с газырями, деревянные миски, сеялки, фотографии, зеленый флаг со звездами. Чтобы тут было интересно, опять нужен экскурсовод, да к тому же умеющий рассказать, как и почему черкесы попали в Палестину через Турцию в середине 19 века. Впервые в Палестине черкесы появились в 1878 году. История народа насчитывает 5000 лет, связана с хазарами. Любопытно, что в верованиях черкесов, относящих себя к мусульманам (недаром они жили в Турции) немало мистики: они верят не в загробный мир, а в параллельный, считая, что в момент смерти человек не уходит в другой мир, а меняет свою реальность на параллельную и продолжает находиться рядом с живущими.
Когда черкесы были выгнаны из России, они осели в Турции (где до сих пор живут 80 процентов черкесов) и постепенно приняли ислам. В 80-годах 19 века турки переселили часть черкесов в Палестину, чтобы противостоять возможному вторжению России на Ближний Восток (тоже непонятно – горстка черкесов в Палестине против России?). Так или иначе, история их интересна, как и история любого другого народа.
В начале 20-го века, когда началась вторая волна репатриации, здешние черкесы (все – выходцы из трех соседних деревень на Кавказе) помогали репатриантам из России и Польши становиться феллахами на этой выжженной земле. Израильские черкесы служат в Армии обороны Израиля, молятся 5 раз в день, платят налоги, совершают хадж в Мекку и называют себя черкесами-мусульманами–израильтянами и из поколения в поколение передают свой кодекс чести.
Старая деревня отреставрирована местными силами на деньги Совета по охране памятников: тротуары выложены бело-черными камнями, заборы мощны, дома восстановлены, мечеть – на турецкий манер – украшена плитками в черно-белую полоску. Имам мечети – подполковник Армии обороны Израиля в отставке. Меж беленых стен и черных оград - цветы. Ни на что в Израиле не похоже, а увидеть это можно, отъехав на 200 метров от дороги на Явниэль. Дом, где жили до недавнего времени семь сестер - потомки семьи Шами из Сирии, двухэтажный, наверху – анфилада из семи комнат для семи сестер, в каждой – разрисованные потолки. Точно как в старых итальянских романах. Тут собираются открыть не библиотеку иностранной литературы, а центр наследия черкесской культуры. О своих поездках на Кавказ Аднан отзывается с восторгом, но сдержан, когда описывает разговоры с бывшими советскими чиновниками по поводу помощи в открытии центра.
©Адыги.RU
Маша Хинич
Свежие комментарии