На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Выселение убыхов с Черноморского побережья Кавказа

В течение всей многолетней Кавказской войны турецкие проповедники внушали горцам, что могущественный султан, верховный представитель ислама, вместе с европейским державами не допустит, чтобы Россия овладела Кавказом, и что кавказские мусульмане всегда найдут поддержку, а если нужно, то и приют в "земле обетованной", то есть в Турецкой империи. Проповеди турецких эмиссаров возымели своё действие и после Кавказской войны горцы стали переселяться в Турцию. Переселение убыхов происходило очень быстро и довольно организованно, по сравнению с абадзехами и шапсугами. Предприимчивые убыхские предводители заранее зафрахтовали большое число турецких судов. В это же время русские и турецкие власти предоставили для переселения убыхов и ещё оставшихся на берегу причерноморских шапсугов военные пароходы.

Выселение убыхов с Черноморского побережья КавказаВ течение всей многолетней Кавказской войны турецкие проповедники внушали горцам, что могущественный султан, верховный представитель ислама, вместе с европейским державами не допустит, чтобы Россия овладела Кавказом, и что кавказские мусульмане всегда найдут поддержку, а если нужно, то и приют в "земле обетованной", то есть в Турецкой империи. Проповеди турецких эмиссаров возымели своё действие и после Кавказской войны горцы стали переселяться в Турцию.
Переселение убыхов происходило очень быстро и довольно организованно, по сравнению с абадзехами и шапсугами. Предприимчивые убыхские предводители заранее зафрахтовали большое число турецких судов. В это же время русские и турецкие власти предоставили для переселения убыхов и ещё оставшихся на берегу причерноморских шапсугов военные пароходы. В результате уже через три недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 года на обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось. Точное число убыхского населения, переселившегося в Турцию, неизвестно, но рассмотрение и сопоставление различных источников позволяет утверждать, что к моменту выселения убыхов на Черноморском побережье Кавказа проживало не менее 45 тысяч человек, но и вряд ли более 50 тысяч. Убыхи расселились в Турции в пределах малоазийского полуострова, образовав поселения в районе Бандырмы близ Бурсы и в районе Измита не побережье Мраморного моря, в районе Самсуна на анатолийском побережье Чёрного моря, в районе Адана на побережье Мерсинского залива Средиземного моря, на Усунском нагорье и в ряде других пунктов Анатолии.
Убыхи переселялись целыми аулами и обществами во главе со своими старшинами. Убыхи общества Вардане во главе с Исмаилом Баракаем высадились в районе Трапезунда, образовали здесь смешанные переселенческие лагеря вместе с шапсугами и претерпели наибольшие лишения и невзгоды. В течение нескольких месяцев, находясь в карантинной блокаде, они испытали все ужасы переселенческой трагедии. Почти половина горцев в карантинных лагерях погибла от болезней и голода. Значительно больше повезло 350 убыхским семействам (более 2 тыс. человек), сопровождавшим Хаджи Берзека Керантуха, которому за "особые заслуги" были выделены удобные земли в районе Родосто на берегу Мраморного моря. Трагедия переселения убыхов в Турцию, их горестные скитания на чужой земле и исчезновение этого гордого, свободолюбивого народа в результате ассимиляции ярко и с использованием исторических документов описаны в замечательной книге известного абхазского народного поэта и писателя Баграта Васильевича Шинкуба "Последний из ушедших" (Москва, 1976).
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх