На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Ценность судебного примирения. Интервью с судьей Верховного суда Адыгеи Натусей Бзегежевой

О новом порядке обжалования судебных решений, важности правосознания граждан и взаимодействии со средствами массовой информации в интервью «СА» рассказала председатель Совета судей, судья Верховного суда Адыгеи Натуся Бзегежева.

Ценность судебного примирения. Интервью с судьей Верховного суда Адыгеи Натусей Бзегежевой
О новом порядке обжалования судебных решений, важности правосознания граждан и взаимодействии со средствами массовой информации в интервью «СА» рассказала председатель Совета судей, судья Верховного суда Адыгеи Натуся Бзегежева.

— Натуся Шихамовна, с этого года в судах Адыгеи начали работать судебные примирители. Какую пользу от этого получат участники судебных тяжб?
— Возможность мирного урегулирования гражданских дел существовала всегда, но теперь она значительно расширилась. Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России дополнены новыми положениями, которые урегулировали особенности разрешения споров с участием судебного примирителя, заключения и исполнения мировых соглашений. Такие же изменения внесены и в Кодекс административного судопроизводства РФ. Теперь судебное примирение возможно и при рассмотрении дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Когда суд рассматривает конфликтную ситуацию, вопрос должен решаться исходя из требований законодательства. Но закон в том числе предусматривает возможность примирения. Бывает так, что нарушение очевидно и помочь может по большому счету только суд. Например, вопросы об алиментах. Если родитель не желает содержать ребенка, его необходимо обязать к этому судебным решением, принудительное исполнение которого будет обеспечиваться государством. Но бывает и так, что стороны судебного процесса движимы эмоциями, желанием отомстить за действительные или мнимые обиды, а не стремлением защитить свои права. Долгая судебная тяжба с последующим обжалованием проигравшей стороной принятого судом решения — это всегда время, нервы и, возможно, немалые материальные затраты на оплату государственной пошлины, услуг представителей, проведение экспертиз. Примирение позволяет пресечь развитие конфликта, сохранить человеческие отношения. При этом сторона спора, которая сама участвовала в определении условий мирового соглашения и подписалась под ним, скорее всего, также будет готова добровольно его исполнить.

К процедурам примирения отнесены переговоры, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение. Этот перечень не является исчерпывающим — возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону.

Их проведение допускается на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. Главное — конфликт должен быть исчерпан с учетом интересов сторон. Срок, за который стороны должны достигнуть компромисса, определяется судьей и по ходатайству сторон может быть продлен.
Сам порядок судебного примирения определен Регламентом проведения судебного примирения, который утвержден постановлением пленума Верховного суда России от 31 октября 2019 года №41. К принципам судебного примирения отнесены добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность.
— Кто будет судебным примирителем? Каковы гарантии его непредвзятости?
— Примирителями будут судьи в отставке — люди с огромным жизненным и профессиональным опытом, доказавшие свою человеческую и юридическую состоятельность, пользующиеся заслуженным авторитетом в обществе и профессиональной юридической среде. Утверждается список судебных примирителей пленумом Верховного суда России. При этом учитываются опыт работы судьи, специализация и научная деятельность. По Адыгее уже утверждены в качестве судебных примирителей судьи в почетной отставке: Ольга Михайловна Кулинченко, Асланхан Мухтаровна Набокова, Сергей Афанасьевич Данилов, Барич Аскарбиевич Шагуч и Хамед Халидович Макаев.
Кандидатуру примирителя стороны выбирают по взаимному согласию. Примиритель должен относиться ко всем беспристрастно и доброжелательно, разъяснять сторонам законодательство и то, какова судебная практика разрешения подобных споров. Судебный примиритель имеет право вести переговоры, обращаться за консультацией к специалистам, беседовать с каждой стороной отдельно. «Судебный примиритель управляет переговорным процессом, формирует и поддерживает его конструктивный и созидательный характер... снижает уровень эмоциональности суждения сторон, не допускает высказывания грубых и оскорбительных выражений, призывов к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом», — сказано в регламенте.
Процедура примирения будет проходить в зданиях судов — в специальных комнатах. Стороны спора смогут заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон. Право на участие в мировом соглашении получили и третьи лица, если по нему они приобретают права либо на них возлагаются обязанности. Результатом примирительных про­цедур может быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы.
Вся информация о ходе примирения будет считаться конфиденциальной. Если мирно решить конфликт не удастся и дело дойдет до суда, то участники не смогут без письменного разрешения ссылаться на данные, полученные в ходе переговоров.
Предусмотрены и материальные стимулы. При отказе от иска или признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, истцу вернут часть госпошлины. До принятия решения судом первой инстанции — 70% уплаченной суммы, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации или надзора — 30%.
Уточнены требования к содержанию искового заявления и отзыву на него. Теперь в иске надо указать сведения о предпринятых действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались, приложить подтверждающие документы. В отзыве на иск ответчик также сообщает, была ли попытка договориться миром, и выражает свое мнение о возможности примирения. При этом суд будет вправе отложить предварительное судебное заседание для урегулирования спора мирным путем.
— Допустим, произошла драка, бытовой конфликт, кража. Делом занимается полиция, речь идет о возбуждении уголовного дела. Есть ли возможность судебного примирения в такой ситуации? Например, виновник платит пострадавшему деньги, и уголовное дело прекращается.
— Для уголовных дел процедура разрешения спора с участием непосредственно судебного примирителя не предусмотрена. Но статья 76 Уголовного кодекса содержит положение о том, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.
— Новый порядок обжалования судебных решений — это еще одно новшество. Создание кассационных и апелляционных судов по экстерриториальному принципу называют «процессуальной революцией». Но неужели теперь, чтобы обжаловать судебное решение, жители Адыгеи должны будут ездить в Сочи или Краснодар?
— Создание самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции поможет обеспечить беспристрастность и независимость при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. Нововведения, инициатором которых стал Верховный суд России, призваны исключить проверку законности и обоснованности судебного акта в том же суде, которым дело рассматривалось по первой инстанции. Изменения в целом совершенствуют систему судов общей юрисдикции и оптимизируют судебную нагрузку.
По новым правилам, если дело было рассмотрено по первой инстанции Верховным судом Адыгеи, апелляционная жалоба на вынесенное решение подается в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, который расположен в Сочи. Речь идет о достаточно небольшом количестве дел. Например, Верховный суд рассматривает по первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, некоторые уголовные дела по особо тяжким преступлениям. В подавляющем большинстве значимые для граждан судебные дела — имущественные, трудовые, жилищные, земельные, семейные, алиментные споры, споры, связанные с защитой прав потребителей, — рассматриваются мировыми судьями или городскими, районными судами. Апелляционная жалоба в этом случае подается в Верховный суд Адыгеи.
Следующая стадия обжалования — кассационная. По новым правилам кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные акты подаются в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, который расположен в Краснодаре. Этот же суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Подчеркну, что одновременно в России развивается система «электронного правосудия», есть возможность подавать процессуальные документы в суд через интернет. Совершенствуется система видео-конференц-связи, обеспечивающая удаленное участие в судебном процессе.

— Недавно вы приняли участие в заседании Совета судей России, где представили коллегам опыт взаимодействия судов и средств массовой информации…
— На заседании Совета судей России были обсуждены вопросы, связанные с подготовкой Всероссийского съезда судей — высшего органа судейского сообщества нашей страны, который должен состояться в декабре. Также обсудили результаты проводимой судебной реформы, цифровизацию судебной деятельности, взаимодействие судебной власти с гражданским обществом. Участникам заседания был представлен накопленный в нашем регионе опыт взаимодействия судов и средств массовой информации. Было принято решение о проведении на территории нашей республики заседания комиссии Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и СМИ.
При взаимодействии судов и СМИ в первую очередь речь идет об освещении социально значимых судебных дел. Это опять-таки дела, связанные с защитой жилищных, трудовых, социальных прав граждан, защитой прав потребителей, споры в сфере ЖКХ. Объясняя свои решения через СМИ, суд может приблизить эти решения к пониманию широкими слоями населения. Как результат — могут быть нивелированы противоречия между законом и индивидуально понимаемой справедливостью. Это, в свою очередь, существенно снизит количество немотивированных жалоб, в большинстве случаев написанных лишь от непонимания закона. Повышение правовой грамотности населения приведет к улучшению обоснования позиции и, как результат, к повышению качества судебного решения.
Совершенствуя взаимодействие с прессой, Совет судей Адыгеи подготовил рекомендации по написанию пресс-релизов, по размещению новостных публикаций на сайтах судов, определил перечень социально значимых тем. Верховный суд Адыгеи подготовил для журналистов сборник основополагающих нормативных правовых актов по взаимодействию судов со СМИ.
В целом сложившиеся положительные взаимоотношения между судами и СМИ — это в первую очередь заслуга экс-председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Исмаиловича Трахова, возглавлявшего судейское сообщество республики более 20 лет (ныне в почетной отставке). Он благодаря своей дипломатичности и мудрости понимал, что доверие к судебной власти со стороны населения, формирование в обществе положительного имиджа и высокого престижа судей, укрепление авторитета судебной власти невозможно без тесного и здорового взаимодействия со СМИ. Качественный уровень взаимодействия поддерживается и нынешним руководителем судебной системы Адыгеи Байзетом Азметовичем Шуменом.
Отмечу взаимодействие судейского сообщества с редакциями, которые осуществляют вещание и печать на адыгейском языке, — ГТРК «Адыгея», республиканской газетой «Адыгэ макъ», газетой города Адыгейска «Единство». В нашем регионе огромное внимание уделяется сохранению и преумножению богатства адыгейского языка, особенно среди детей. Мы помогаем готовить публикации для детского журнала «Жъогъобын». Также ведем рубрику «Школа правового воспитания» в детском журнале «Родничок Адыгеи». Это дает нам выход на аудиторию самых маленьких читателей, которым в доступной и понятной форме рассказываем про важность безопасного поведения и внимательного отношения к окружающим — взрослым и сверстникам. Мы работаем и с аудиторией постарше. Совет судей организует выступления судей и работников аппаратов судов перед школьниками, студентами. Внимание обращается на вопросы, связанные с рисками, которые таит в себе употребление наркотиков и сопряженные с этим преступления, ответственностью за нарушение правил дорожного движения, трудовых прав, в том числе прав несовершеннолетних. Уделяется внимание финансовой грамотности. Студентов и старшеклассников приглашают в музей истории судебной системы нашей республики, созданный при Верховном суде Адыгеи. Полезную правовую информацию можно найти на сайте Верховного суда, городских и районных судов Адыгеи, мировых судей. Приглашаем с воспитательной целью студентов на открытые судебные заседания по гражданским и уголовным делам. В этой работе нам очень помогают ветераны правоохранительной и судебной системы.
Очевидны и причины, препятствующие развитию правовой культуры. К сожалению, это падение уровня нравственности части населения, рост конкуренции и ужесточение потребительских требований. Социологические исследования показали удручающие результаты. Как оказалось, только треть представителей современной молодежи готова оказывать помощь правоохранительным органам. Помочь в формировании позитивного правосознания должны СМИ, учреждения культуры. Следует отказаться от популяризации криминальной культуры и перейти к демонстрации положительных примеров социального поведения. Повысить уровень юридической и финансовой грамотности можно только в том случае, если каждый гражданин начнет заниматься самообразованием, а затем будет передавать свои знания детям.
Сергей Цветков. Источник: Газета Советская Адыгея
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх