На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Обрядовые танцы и песни в честь Тхьэшхуэгухьэж

Ш. Ногмов писал: «Осенью первый день после уборки хлеба праздновался очень тор­жественно. Сначала читали молитву “тхашхогухаж”, что означало “прибегать к вели­кому Богу”. В этой молитве просили Все­вышнего “даровать им здоровье и воссыла­ли благодарение за прошедшее лето, за со­творение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились”». Особое место на празднике занимали соревнования между борцами сел, камнеметателями, “хо­доками на руках” и др. Скачек на длинную дистанцию на этом празднике не было. Но зато много джиги­товали: у кого резвее стартует лошадь, кто лучше всех останавливает разогнавшуюся лошадь, кому ловчее всех удается подобрать на всем скаку вещицы, монеты, разложен­ные по дороге девушками и т. д. Как обычно, Тхьэшхуэгухьэж тоже закан­чивался круговым танцем (удж хъурей) в несколько “колец”, в центре которого нахо­дились все джэгуак1уэ (народные певцы) с музыкантами и дети. Всех объединяло не только то, что они держали друг друга под локот

Обрядовые танцы и песни в честь Тхьэшхуэгухьэж

Ш. Ногмов писал: «Осенью первый день после уборки хлеба праздновался очень тор­жественно. Сначала читали молитву “тхашхогухаж”, что означало “прибегать к вели­кому Богу”. В этой молитве просили Все­вышнего “даровать им здоровье и воссыла­ли благодарение за прошедшее лето, за со­творение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились”». Особое место на празднике занимали соревнования между борцами сел, камнеметателями, “хо­доками на руках” и др.

Скачек на длинную дистанцию на этом празднике не было. Но зато много джиги­товали: у кого резвее стартует лошадь, кто лучше всех останавливает разогнавшуюся лошадь, кому ловчее всех удается подобрать на всем скаку вещицы, монеты, разложен­ные по дороге девушками и т. д.

Как обычно, Тхьэшхуэгухьэж тоже закан­чивался круговым танцем (удж хъурей) в несколько “колец”, в центре которого нахо­дились все джэгуак1уэ (народные певцы) с музыкантами и дети. Всех объединяло не только то, что они держали друг друга под локоть, но и общая радость приобщения к Тхьэшхуэ, торжественность, одухотворенность.

Подобно танцам на свадьбе, старший из народных певцов (джэгуак1уэ) “арестовы­вал” одну из девушек, показавшую себя самой скромной, воспитанной, завоевав­шую симпатию участников праздника. Ее “выкупали” молодые люди и мужчины, предлагая нетель, коня и др. Кроме того, она объявлялась “княжной” на этот год, получа­ла подарки от князей и состоятельных уор- ков. Единодушие царило во всем.

На Тхьэшхуэгухьэж не полагалось ни ссорить­ся, ни скучать, ни жадничать и т. д. Во всем следовало подражать Великому Тхьэ и быть похожим на него, щедро одарившего всех не только материальным благом, изобилием, но и душевной теплотой, нравственной доб­ротой, адыгагъэ.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх