Из предписания начальника Главного морского штаба А.С. Меншикова командующему Черноморским флотом вице-адмиралу М.П. Лазареву от 9 ноября 1837 г. явствует, что Николай I повелел все фортификационные экспедиции 1838 г. «произвести морем, а не сухим путем». Первую из таких экспедиций и надлежало осуществить в устье р.
Туапсе. При этом для эффективного проведения десантов следовало усилить «Геленджикский отряд судов» необходимым количеством линейных кораблей, фрегатов, а также «легких судов», число которых было бы достаточно для высадки всего отряда «не более, чем в два рейса»...Из предписания начальника Главного морского штаба А.С. Меншикова командующему Черноморским флотом вице-адмиралу М.П. Лазареву от 9 ноября 1837 г. явствует, что Николай I повелел все фортификационные экспедиции 1838 г. «произвести морем, а не сухим путем». Первую из таких экспедиций и надлежало осуществить в устье р. Туапсе. При этом для эффективного проведения десантов следовало усилить «Геленджикский отряд судов» необходимым количеством линейных кораблей, фрегатов, а также «легких судов», число которых было бы достаточно для высадки всего отряда «не более, чем в два рейса».
В связи с кончиной А.А. Вельяминова (ум. 27 марта 1838 г.) «отряд, действующий со стороны Геленджика» был переподчинен ген. Н.Н. Раевскому и в полном соответствии с повелением императора был теперь задействован в десантных операциях. Весьма важным было и то обстоятельство, что военно-морскими силами, которые должны были обеспечивать транспортировку и высадку отряда, отныне командовал М.П. Лазарев.
Мобилизация военных сил для десанта в Туапсе осуществлялась на Таманском полуострове, где был собран экспедиционный корпус, составлявший около 8 тыс. человек. В него были включены: Тенгинский и Навагинский полки в полном составе (т.е. по четыре батальона каждый), две роты Кавказского саперного батальона, четыре пеших Черноморских казачьих полка, конвой из линейных казаков, а также небольшая команда азовских казаков. Сюда же прибыла из Севастополя эскадра Черноморского флота со вспомогательным Сводным морским батальоном. Эта эскадра состояла из линейных кораблей «Султан Махмуд», «Память Евстафия», «Сили-стрия», «Адрианополь», «Императрица Екатерина II», фрегатов «Агатополь», «Браилов», «Тенедос» и «Штандарт», пароходов «Северная звезда», «Громоносец», «Язон» и «Колхида», а также брига «Фемистокл».
Источник
Свежие комментарии