Абхазы. Великим божеством грозных явлений являлся Афы. Афы не прощает не только несоблюдения ежегодных жертвоприношений, но и малейшего непочтительного отношения, в том числе и обычного проявления печали по убитому грозой человеку. В одном из случаев молнией был убит человек. Родные покойного, считая это карой Афы, пригласили знахарку, которая, после обычного диалога с Афы, разъяснила, что данная фамилия находится под гневом названного бога за несоблюдение жертвоприношений.
Вся фамилия тот же час прекратила оплакивание, пригласили лиц, знающих песню в честь Афы, и певчие пели около трупа до окончания похорон. Родные и после этого целую неделю праздновали: не работали, никому ничего не давали, не продавали и не покупали. В жертву был принесён белый козёл. Бог грома, по верованию абхазов, всегда мог «посетить» ту или иную семью. При этом гость «поселялся» в ком-нибудь из членов семьи и вызывал у него умопомешательство или другую болезнь, если данная семья чем-нибудь прогневала Афы. Адыги. Хепегуаш, в переводе «дева вод морских». Празднуется ежегодно летом, у берега моря, где, после обыкновенных молебственных обрядов, в заключении пляшут круговую. Псегуаш - дева вод речных. К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной. В таких случаях, молодые люди обоего пола обливают друг друга водою и, в виде забавы, плещутся в воде до тех пор, пока не наскучит. Кодес. Горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов. Абхазы. Водной стихией ведала богиня под именем «Матери» и «Владычицы вод» (Дзызлан), которую представляли обитающей в неприступном чистом озере или роднике. Считалось, что она управляет обворожительными водяными красавицами. Они по ночам выходят на землю, заманивают к себе мужчин и требуют от них любви, обещая за это все земные блага. Близкая связь женщины с водой и её покровительницами видна и в обряде по вызыванию дождя, который отправляли женщины, под названием Дзиуоу. Во время засухи девушки сажали куклу на плот, зажигали наброшенную на неё солому и зажжённый плот пускали по течению воды, пели обрядовые песни. Адыги. Зейгутх - покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами. Емишь - покровитель овец. Его празднуют в день впуска баранов в стадо. Хятегуашь - дева покровительница садов. Хакусташ. Натухайцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем, а также покровителем пахотных волов. Мерием - покровительница пчеловодства. Абхазы. Божество Ерыш является религиозным отражением ткацкого ремесла, выступающей покровительницей определённых женских работ. Перед началом тканья женщины обращались к своей богине с просьбой не портить ткани, не спутать ниток, вообще облегчить им работу на станке. Абхазы почитали также духов - покровителей гор (Ашьха инцеаху) и верили, что от этих божеств зависят безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и всякого путника в горах. У абхазов некоторыми авторами засвидетельствовано божество, покровительствовавшее воровству и разбою под именем Эйрих-Аацных (видящий всё днём и ночью). Молились ему только воры и разбойники. В жертву приносили четыре конических хлебца.Абхазы. Великим божеством грозных явлений являлся Афы. Афы не прощает не только несоблюдения ежегодных жертвоприношений, но и малейшего непочтительного отношения, в том числе и обычного проявления печали по убитому грозой человеку. В одном из случаев молнией был убит человек. Родные покойного, считая это карой Афы, пригласили знахарку, которая, после обычного диалога с Афы, разъяснила, что данная фамилия находится под гневом названного бога за несоблюдение жертвоприношений. Вся фамилия тот же час прекратила оплакивание, пригласили лиц, знающих песню в честь Афы, и певчие пели около трупа до окончания похорон. Родные и после этого целую неделю праздновали: не работали, никому ничего не давали, не продавали и не покупали. В жертву был принесён белый козёл. Бог грома, по верованию абхазов, всегда мог «посетить» ту или иную семью. При этом гость «поселялся» в ком-нибудь из членов семьи и вызывал у него умопомешательство или другую болезнь, если данная семья чем-нибудь прогневала Афы.Адыги. Хепегуаш, в переводе «дева вод морских». Празднуется ежегодно летом, у берега моря, где, после обыкновенных молебственных обрядов, в заключении пляшут круговую.
Псегуаш - дева вод речных. К ней прибегают с молением о дожде, большей частью весной. В таких случаях, молодые люди обоего пола обливают друг друга водою и, в виде забавы, плещутся в воде до тех пор, пока не наскучит.
Кодес. Горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу, удерживающую море в пределах берегов.
Абхазы. Водной стихией ведала богиня под именем «Матери» и «Владычицы вод» (Дзызлан), которую представляли обитающей в неприступном чистом озере или роднике. Считалось, что она управляет обворожительными водяными красавицами. Они по ночам выходят на землю, заманивают к себе мужчин и требуют от них любви, обещая за это все земные блага.
Близкая связь женщины с водой и её покровительницами видна и в обряде по вызыванию дождя, который отправляли женщины, под названием Дзиуоу. Во время засухи девушки сажали куклу на плот, зажигали наброшенную на неё солому и зажжённый плот пускали по течению воды, пели обрядовые песни.
Адыги. Зейгутх - покровитель наездников. Его призывают на помощь перед набегами и дальними наездами.
Емишь - покровитель овец. Его празднуют в день впуска баранов в стадо.
Хятегуашь - дева покровительница садов.
Хакусташ. Натухайцы и шапсуги почитают его своим гением хранителем, а также покровителем пахотных волов.
Мерием - покровительница пчеловодства.
Абхазы. Божество Ерыш является религиозным отражением ткацкого ремесла, выступающей покровительницей определённых женских работ. Перед началом тканья женщины обращались к своей богине с просьбой не портить ткани, не спутать ниток, вообще облегчить им работу на станке.
Абхазы почитали также духов - покровителей гор (Ашьха инцеаху) и верили, что от этих божеств зависят безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и всякого путника в горах.
У абхазов некоторыми авторами засвидетельствовано божество, покровительствовавшее воровству и разбою под именем Эйрих-Аацных (видящий всё днём и ночью). Молились ему только воры и разбойники. В жертву приносили четыре конических хлебца.
Свежие комментарии