Письменные источники эпохи средних веков содержат мало сведений по географии побережья Черного моря от Абхазии до Тамани. В основном в этом отношении мы можем опираться лишь на материалы византийских авторов. Однако византийские историки в целом приводят недостаточное количество конкретной информации о побережье, которое в то время находилось под контролем зихского племенного союза(1).
Особенно скудны данные византийских текстов для периода XIII--XV веков, когда империя переживает глубокий упадок(2).Письменные источники эпохи средних веков содержат мало сведений по географии побережья Черного моря от Абхазии до Тамани. В основном в этом отношении мы можем опираться лишь на материалы византийских авторов. Однако византийские историки в целом приводят недостаточное количество конкретной информации опобережье, которое в то время находилось под контролем зихского племенного союза(1). Особенно скудны данные византийских текстов для периода XIII--XV веков, когда империя переживает глубокий упадок(2).
Важнейшим источником по исторической географии акватории Черного моря эпохи Высокого и Позднего средневековья следует признать сохранившиеся до нашего времени итальянские географические карты XIII--XV вв., чье создание обусловлено потребностями торговли. Особенно значимы итальянские карты для решения вопросов исторической географии северо-восточного побережья Черного моря, во все времена бывшего периферией соседних, экономически и культурно более развитых областей -- Абхазии на юго-востоке, Таманского полуострова и Крыма на северо-западе.
Если ранее Черное море являлось зоной жизненных интересов империи, то в XIII--XV веках ведущую роль в торговле черноморского региона играли итальянские купцы -- в первую очередь венецианцы и генуэзцы. Венецианские и генуэзские купцы начали проникать в акваторию Черного моря еще в XII веке, но после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году деятельность генуэзских купцов в регионе приостановилась(3). В последовавшей затем войне с правителями Латинской империи генуэзцы поддержали Михаила Палеолога. После победы они получили монопольные права на торговлю в Черном море, что, однако, не помешало другим итальянским торговым городам (в том числе и основному конкуренту Генуи -- Венеции) основать ряд факторий на черноморском побережье(4). В борьбе между Генуей и Венецией в данном регионе перевес оказался на стороне генуэзцев, сохранявших здесь лидирующие позиции вплоть до последней четверти XV века, когда их колонии были завоеваны Османской империей. Вскоре после заключения договора с Михаилом Палеологом генуэзцы заложили Каффу (современная Феодосия), ставшую центром их причерноморской торговли(5).
Следующий этап генуэзской колонизации характеризуется созданием сети торговых факторий на пространстве между Матрегой и Себастополисом(6). На восточном берегу Азовского моря и черноморском побережье Кавказа генуэзцы организовали несколько десятков факторий. По большей части это были кварталы купцов на территории местных населенных пунктов, не обладавшие правами экстерриториальности и имевшие низкий политико-юридический статус(7). Генуэзские колонии в районе Черного и Азовского морей издавна привлекали к себе внимание ученых. Одним из наиболее обстоятельных исследований в насто- ящей области является работа Е.С. Зевакина и Н.А. Пенчко(8), на которую опирается большинство последующих авторов.
Интерес российских исследователей вызывали в основном проблемы экономической истории региона в связи с развитием итальянской торговли, вопросы работорговли, социальной структуры(9). На средневековых итальянских географических картах закфиксированы названия большинства генуэзских поселений, факторий, пристаней и якорных стоянок, находившихся на черноморском побережье. Локализация многих черноморских топонимов итальянских средневековых карт не вызывает особых затруднений. Так, Бата отождествляется с Новороссийском, Мавролако -- с Геленджиком, Мапа -- с Анапой(10), Севастополь -- с Сухуми, а Пецонду -- с Пицундой(11).
Топонимы, расположенные на картах между Мапой и Себастополисом, с трудом поддаются локализации. Впервые обратился к рассмотрению данного вопроса Ф. Брун во второй половине XIX века(12). Он сравнил информацию итальянских карт с данными периплов моря Эвксинского античной эпохи. Ряд отождествлений Бруна стал общепризнанным. В то же время Брун допустил некоторые неточности, в частности, он поместил Fiume Londia между Porto de Susaco (предположительно в районе современного Туапсе) и Maura Zicchia, тогда как на итальянских картах это название встречается не севернее, а южнее Porto de Susaco(13).
Зевакин и Пенчко в своей работе не уделили вопросу локализации черноморских топонимов достаточного внимания(14). Подробно рассматриваются в их исследовании Матрега, Копа и Мапа, Калолимен и Мавролако лишь упоминаются. Номенклатура карт эпохи средневековья и раннего Нового времени собрана в работе И.К.Фоменко, который обработал материал 27 карт, созданных в промежуток времени от XIII до XVII века(15). К сожалению, это исследование не содержит критического анализа географической номенклатуры, встречающейся на данных картах, однако оно предоставляет отличный справочный материал для решения вопросов исторической географии Причерноморья в средние века.
Одну из нерешенных проблем исторической географии Северо-Восточного Причерноморья XIII--XV веков представляет отсутствие упоминаний на итальянских картах Никопсии(16), города, являвшегося в раннем и высоком средневековье одним из крупнейших городов Зихии, центром епархии, местом, где находились мощи святого Симона Кананита(17). Средневековые путешественники Иоанн де Галонифонтибус(18) и Иоанн Шильтбергер(19), оставившие описания этого региона, в один голос утверждали, что страна зихов (черкесов) в XIV--XV веках не имела городов, а жители жили в деревнях. В начале XVI века Джорджио Интериано также отмечал: Живут они (зихи. -- Е.М.) деревнями и во всей стране нет [ни одного] города или укрепленного стенами места, а их самое большое и лучшее поселение -- это небольшая долина в глубине страны, называемая Кромук, имеющая лучшее местоположение и более других населенная(20).
Все это привело исследователей к мысли, что в указанное время Никопсия уже утеряла свое значение и именно поэтому она не обозначена на картах и не упоминается в трудах путешественников(21). Однако, по свидетельству грузинских источников, город существовал как минимум до конца XIII века. Так, о нем говорится в грузинских летописях того времени, в том числе в Хронографе XIV века(22). Данная проблема связана также с решением вопроса о локализации Никопсии. В российской и грузинской историографии наиболее распространено мнение о локализации города на месте современного поселка Новомихайловский севернее Туапсе(23), тогда как в абхазской историографии и работах церковных авторов представлена иная точка зрения -- о локализации Никопсии на месте древней Анакопии (территория современной Абхазии)(24).
Первое упоминание Никопсии датируется V веком н. э. и принадлежит перу анонимного переработчика Перипла Черного моря Флавия Арриана, который отождествляет ее с поселением Старая Лазика(25). Во всех остальных случаях о Никопсии говорится либо как о крепости на северной границе Грузинского царства(26), либо как о городе, где находились место погребения и мощи апостола Симона Кананита(27).
Сторонники локализации Никопсии на месте древней Анакопийской крепости склонны рассматривать топоним Flm. Nicofia, расположенный на средневековых итальянских картах между Cauo Buxo и Sauastopoli, как упоминание Никопсии(28). Пытаясь доказать свою гипотезу о локализации Никопсии, они ссылаются на схожесть названий Анакопия -- Никопсия(29), а также на свидетельство монахов основанного в XIX в. в Новом Афоне монастыря о том, что на месте их обители ранее стояла церковь с мощами святого Симона Кананита(30).
Однако на территории Нового Афона не обнаружено остатков фундамента хра- мов, относящихся к периоду до X--XI вв.(31) Что касается места погребения Симона Кананита, то грузинские авторы недвусмысленно указывают на город, находившийся на границе Грузии и Джикети (т. е. Зихии)(32). Этой информации следует доверять, ведь Никопсия в то время (XI--XIII вв.) входила в состав Грузинского царства(33). Препятствует отождествлению Никопсии и Анакопии также то, что Анакопия в грузинских текстах рассматривалась как столичный город Абхазского царства, тогда как Никопсия -- лишь как пограничная грузинская крепость, крайний пункт грузинского владычества на северо-западе, а территория Грузинского царства в период его наивысшего могущества при Давиде Строителе и царице Тамаре, по всей видимости, простиралась далеко на север.
Таким образом, на наш взгляд, верным является предположение о локализации Никопсии, высказанное еще Ф. Бруном(34), и древний город следует искать севернее Туапсе. Однако если признать, что Никопсия располагалась в районе поселка Новомихайловский, то становится непонятным отсутствие соответствующего топонима на средневековых итальянских картах. Ведь археологические раскопки, проведенные в начале XX века, показали -- крепость на южной оконечности Новомихайловской бухты функционировала и в период позднего средневековья(35). Еще в начале ХХ века развалины этой крепости были видны с моря(36), поэтому поверить, что итальянские мореплаватели не заметили ее стен в XIII--XV веках, просто невозможно.
Новомихайловская бухта является одной из немногих на побережье к северу от Кодошской бухты (Туапсе), где можно найти укрытие от северо-восточных ветров, а вдоль реки Нечепсухо в глубь гор ранее вел торговый путь, по которому горцы доставляли к побережью свои товары(37). Все эти соображения подводят к мысли: соответствующий Никопсии топоним должен присутствовать на итальянских картах XIII--XV веков, тем более что эти карты очень подробны и отражают множество географических реалий черноморского побережья Кавказа. Однако на итальянских средневековых картах береговая линия в районе между современными Туапсе и Геленджиком содержит очень мало географических ориентиров. Это и неудивительно, если учесть характер побережья. По сути, мы имеем только один топоним, обозначенный почти на всех картах того времени, -- Maura Zicchia(38). В комментариях к картам встречается следующий перевод названия Маура Джихия -- Черная (Маура -- по-греч.) крепость (Джиха -- по-мегр.)(39). Но Ф. Брун дает иное толкование данному топониму. По мнению ученого, наименование Черная Зихия показывает границы ареала расселения черных зихов (черкесов), то есть зихов, подвластных татарским ханам и отличаемых Бруном от белых зихов (Alba Zicchia), которые, по его предположению, жили южнее, в районе Туапсе(40).
Первое объяснение представляется нам более вероятным. Ведь впоследствии развалины крепости на мысе Бескровный (на окраине поселка Новомихайловский) местное население называло Дузу-кале (в переводе с турецкого -- Черная крепость, калька с названия Маура Джихия)(41). Таким образом, как мы показали, есть основания предположить, что под топонимом Маура Джихия итальянских карт Позднего cредневековья скрывается упоминание крепости Никопсия (или, вернее, того, что осталось от нее).
Примечания
1. Малюгина, Е.В. Зихский племенной союз в трудах античных и средневековых авторов / Е.В. Малюгина // Гсторыя: праблемы выкладання. -- 2006.-- 11. -- С. 37--41.
2. Бибиков, М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа / М.В. Бибиков. -- СПб., 2001. -- С. 285--286.
3. Соколов, Н.П.Образованиевенецианскойколониальнойимперии/Н.П.Соколов.--
Саратов, 1963. -- С. 443.
4. Хотко, С. Генуэзцы в Черкессии (1266--1475) [Электронный ресурс] / С. Хотко. -- Электрон. текстовые данн. -- Режим доступа: http://zihia.narod.ru/y1266.html, свободный.
5. Кулаковский, Ю. Прошлое Тавриды. Глава XV. Итальянцы в Тавриде [Электронный ресурс] / Ю. Кулаковский . -- Электрон. текстовые данн. -- Режим доступа: http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/kulakovsky/xv.htm..., свободный.
6. Зевакин, Е.С. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV вв. / Е.С. Зевакин, Н.А. Пенчко // Исторические записки. -- М., 1938. -- Т. 3. -- С.78--79.
7. Хотко, С. Указ. соч.
8. Зевакин, Е.С. Указ. соч. -- С. 72--129.
9. Еманов, А Г. Итальянская торговля на Черном море в XIII--XV вв. / А.Г. Еманов, А.И. Попов // Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. -- Ростов н/ Д , 1988. -- С. 76--87.
10. Фоменко, И.К. Номенклатура географических названий Причерноморья по морским картам XIII--XVII вв. / И.К. Фоменко // Причерноморье в средние века. -- СПб., 2001. -- Вып. 5. -- С. 72--73; Зевакин, Е.С. Указ. соч. -- С. 83--84.
11. Хрушкова, Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV--VII вв.) / Л.Г. Хрушкова. -- М., 2002. -- С. 36--37.
12. Брун, Ф. Восточный берег Черного моря по древним периплам и по компасовым картам / Ф. Брун // Брун Ф. Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России. -- Одесса, 1880. -- Ч. 2. -- С. 242--270.
13. Брун, Ф. Указ.. соч. -- С. 260; Фоменко, И.К. Указ. соч. -- С. 73--74.
14. Зевакин, Е.С. Указ. соч. -- С.78--86.
15. Фоменко, И.К. Указ. соч. -- С. 40--107.
16. Фоменко, И.К. Указ. соч. -- С. 72--76.
17. Гадло, А.В. Адыги во второй половине I тыс. н. э. (очерк этносоциальной и этнополитической истории) / Гадло А. В // Историческая этнография. -- Вып. 1. -- Вопросы этнической истории народов России. -- СПб., 2004. -- С. 17.
18. Галонифонтибус, И. Сведения о народах Кавказа / И. Галонифонтибус. -- Баку, 1980. -- С. 16.
19. Шильтбергер, И. Путешествие Иоанна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. / И. Шильтбергер // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях
европейских авторов XIII--XIX веков. -- Нальчик, 1979. -- С. 39--40.
20. Интериано, Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование / Дж. Интериано // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII--XIX веков. -- Нальчик, 1990. -- С. 47.
21. Брун, Ф. Указ. соч. -- С. 260.
22. Аноним XIV века о Грузии (Абхазии) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. abkhazia.dot.ge/history/20050614371149502964.php, свободный; Хронограф XIV века. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vostlit. info/Texts/rus13/Chronograf_14v/frametext1.htm, свободный.
23. Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа X--XIII вв. / А.В. Гадло. -- СПб., 1994. -- С. 25; Лавров, Л.И. Адыги в раннем средневековье / И.Л. Лавров // Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955. -- Вып. 4. -- С. 38--39, 55; Очерки истории Грузии. -- Т. 2. -- Грузия в IV--X веках. -- Тбилиси, 1988. -- С. 283.
24. Гунба, М.М. Абхазия в первом тысячелетии н. э. / М.М. Гунба. -- Сухуми, 1989. -- С. 81--82; Тарнава, М.И. Краткий очерк истории Абхазской церкви [Электронный ресурс] / М.И. Тарнава. Режим доступа: http://ashua.narod.ru/tarnava.htm, свободный.
25. Псевдо-Арриан. Объезд Эвксинского моря // Античные источники о Северном Кавказе. -- Нальчик, 1990. -- С. 178.
26. Завещание святого царя Давида Строителя. [Электронный ресурс]. -- Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/ Heilige/Georgien/XII/David/frametext3.htm; Хронограф XIV века // http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Chronograf_14v/frametext..., свободный.
27. Мровели, Л. Жизнь картлийских царей / Л. Мровели. -- М., 1979. С. 33; Евктиме Атонели / Поминовение о странствии и проповедовании Андрея // Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. -- Сухуми , 1986. -- С. 18.
28. Кварчия, В.Я. Ойконимы Абхазии в письменных источниках / В.Я. Кварчия. -- Сухуми , 1985. -- С. 24.
29. Гунба, М.М. Указ. соч. -- С. 81--82; Инал-Ипа , Ш . Д . Абхазы. Историко-этнографические очерки / Ш . Д . Инал-Ипа . -- Сухуми, 1965 . -- С. 115.
30. Пачулиа, В.П. Новый Афон. Историко-культурный очерк / В.П. Пачулиа. -- Сухуми, 1973. -- С. 20.
31. Виноградов, А.Ю. Апостол Андрей и Черное море: проблемы источниковедения / А.Ю Виноградов // Древнейшие государства Восточной Европы, 1996--1997. -- М., 1999. -- С. 348--368.
32. Житие св. апостола Андрея Первозванного (перевод с грузинской рукописи Давидгареджийского монастыря) // Христианские чтения. -- 1869. -- Ч. 2. -- С. 165; Евктиме Атонели, Указ. соч. -- С. 18.
33. Лордкипанидзе, М. Д . История Грузии XI -- начала XIII века / М.Д. Лордкипанидзе. -- Тбилиси, 1974. -- С. 163.
34. Брун, Ф. Указ. соч. -- С. 259--260.
35. Спицын, А. Могильник VI--VII в. в Черноморской области / А. Спицын // Известия императорской Археологической комиссии. -- СПб., 1907. -- Вып. 25. -- С. 192.
36. Миллер, А.А. Разведки на Черноморском побережье Кавказа / А.А. Миллер // Известия императорской Археологической комиссии. -- СПб., 1909. -- Вып. 33. -- С. 98.
37. Анфимов, Н.В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа / Н.В. Анфимов // Северный Кавказ в древности и в средние века. -- М., 1980. -- С. 95.
38. Фоменко, И.К. Указ. соч. -- С.73. background image
39. Карта Черного моря Пэтруса Весконте. [Электронный ресурс]. -- Режим доступа: http://www.abkhazeti.narod.ru/pages/54.html#3, свободный.
40. Брун, Ф. Указ. соч. -- С. 260.
41. Спицын, А. Указ. соч. -- С. 188.
Е. В. Малюгина
Свежие комментарии