В Константинополе не осознавали всю сложность внутриполитической ситуации на Северном Кавказе. Вместо того, чтобы сконцентрировать все силы в руках одного из лидеров Черкесии, Порта поддерживала обоих. К концу Крымской войны Черкесия находилась в состоянии непрекращающейся вражды между двумя политическими деятелями.
Магомет-Амин продолжал борьбу до ноября 1859 г., до тех пор, пока не получил известия о том, что Шамиль сдался русским войскам. Затем наиб принес присягу русскому царю и привел к присяге всех абадзехов. В 1859 г. России покорились бжедуги, темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, бесленеевцы, закубанские кабардинцы и шахгиреевцы. В декабре 1859 г. умер Сефер-бей Зан, после его смерти России подчинились в 1860 г. натухайцы. Крайне трудно судить о том, какие чувства и настроения определяли мироощущение Магомет-Амина в этот период. Но он оставался до конца верным наибом Шамиля и нес ответственность перед принявшими его абадзехами. Из рапорта командующего войсками на Кавказской линии Г.И. Филипсона следует, что во время движения его отряда 21 января 1860 г. к Каменному мосту и обратно до Майкопа абадзехи оставались в полной уверенности, что добровольно принятая ими покорность освобождает их от враждебных действий со стороны России. Аулы, через которые проходил отряд, не были покинуты жителями. Женщины толпами смотрели издали на проход войск, а мужчины и дети наводняли лагерь с утра до вечера. При движении к Каменному мосту в отряде было больше абадзехов, чем солдат. Магомет-Амин и старшины делали все возможное, чтобы не произошло какого-либо беспорядка, который дал бы повод к обвинению всего народа в недобросовестности. Старшины, имея сильное влияние на народ, желали сохранить принятые абадзехами обязательства. Далее автор рапорта делает вывод, что покорность принесена абадзехами искренняя и “при терпении и справедливой снисходительности может обратиться в то, что мы называем безусловной покорностью”. Магомет-Амин характеризовался как человек умный, с большим тактом и характером. “При настоящих обстоятельствах он действовал энергично и ни днем, ни ночью не имел покоя”. Положение самого наиба в этот период оставалось неопределенным.В Константинополе не осознавали всю сложность внутриполитической ситуации на Северном Кавказе. Вместо того, чтобы сконцентрировать все силы в руках одного из лидеров Черкесии, Порта поддерживала обоих. К концу Крымской войны Черкесия находилась в состоянии непрекращающейся вражды между двумя политическими деятелями.Магомет-Амин продолжал борьбу до ноября 1859 г., до тех пор, пока не получил известия о том, что Шамиль сдался русским войскам. Затем наиб принес присягу русскому царю и привел к присяге всех абадзехов. В 1859 г. России покорились бжедуги, темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, бесленеевцы, закубанские кабардинцы и шахгиреевцы. В декабре 1859 г. умер Сефер-бей Зан, после его смерти России подчинились в 1860 г. натухайцы. Крайне трудно судить о том, какие чувства и настроения определяли мироощущение Магомет-Амина в этот период. Но он оставался до конца верным наибом Шамиля и нес ответственность перед принявшими его абадзехами. Из рапорта командующего войсками на Кавказской линии Г.И. Филипсона следует, что во время движения его отряда 21 января 1860 г. к Каменному мосту и обратно до Майкопа абадзехи оставались в полной уверенности, что добровольно принятая ими покорность освобождает их от враждебных действий со стороны России. Аулы, через которые проходил отряд, не были покинуты жителями. Женщины толпами смотрели издали на проход войск, а мужчины и дети наводняли лагерь с утра до вечера. При движении к Каменному мосту в отряде было больше абадзехов, чем солдат. Магомет-Амин и старшины делали все возможное, чтобы не произошло какого-либо беспорядка, который дал бы повод к обвинению всего народа в недобросовестности. Старшины, имея сильное влияние на народ, желали сохранить принятые абадзехами обязательства. Далее автор рапорта делает вывод, что покорность принесена абадзехами искренняя и “при терпении и справедливой снисходительности может обратиться в то, что мы называем безусловной покорностью”. Магомет-Амин характеризовался как человек умный, с большим тактом и характером. “При настоящих обстоятельствах он действовал энергично и ни днем, ни ночью не имел покоя”. Положение самого наиба в этот период оставалось неопределенным.
Свежие комментарии