Тетбу де Мариньи Тетбу де Мариньи в своём произведении «Путешествие в Черкессию» (1823-1824 гг.) записывает словарь диалекта черкесов-натухайцев, в котором весь лексический состав адыгский. Это лишь подтверждает тезис Л. И. Лаврова, что адыгский язык вытеснял абазский двигаясь от района Анапы вдоль побережья на юг.
При всём при этом автор указал, что между Кубанью и Сухумом живут только абазы: «Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги» (Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Народности, проживающие за Кубанью и до самых высоких вершин Кавказа, а также те, кто занимает побережье, принадлежат к трём различным нациям: черкесам, абазам и татарам; я думаю, что между Кубанью и Сухум-Кале есть только абазы; их имя можно обнаружить в названии древних «Аббаса», а имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты»; возможно, натухайцы (Natoukhaitsi) берут своё происхождение от ахейцев. Аппиан из Александрии утверждает, что этиТетбу де МариньиЭдуард Тетбу де Мариньи (1793—1852) — дипломат, географ, археолог, коллекционер древностей, художник. С 1820-х вице-консул Нидерландов в Феодосии, потом в Одессе, консул (1830), генеральный консул Нидерландов в портах черноморских и азовских (1848); в 1840-х владелец и капитан брига «Юлия». В 1821, 1823-1825, 1829-1851 годах неоднократно обследовал побережье Азовского, Чёрного и Средиземного морей, всюду обращал внимание на остатки древностей, изучал историю, быт и культуру прибрежных народов.
Адам Жан-Виктор. Абаза. 1830 Черкесская лодка. Рисунок Тэбу де Мариньи из книги Путешествие в Черкесию. 1818 Черкесская лодка. Из книги Тэбу де Мариньи. Три путешествия по Черному морю на побережье Черкесии. Лондон, 1837 Адам Жан-Виктор. Абаза. 1830
Тетбу де Мариньи в своём произведении «Путешествие в Черкессию» (1823-1824 гг.) записывает словарь диалекта черкесов-натухайцев, в котором весь лексический состав адыгский. Это лишь подтверждает тезис Л. И. Лаврова, что адыгский язык вытеснял абазский двигаясь от района Анапы вдоль побережья на юг. При всём при этом автор указал, что между Кубанью и Сухумом живут только абазы:
«Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги» (Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Народности, проживающие за Кубанью и до самых высоких вершин Кавказа, а также те, кто занимает побережье, принадлежат к трём различным нациям: черкесам, абазам и татарам; я думаю, что между Кубанью и Сухум-Кале есть только абазы; их имя можно обнаружить в названии древних «Аббаса», а имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты»; возможно, натухайцы (Natoukhaitsi) берут своё происхождение от ахейцев. Аппиан из Александрии утверждает, что эти последние были греками, которых, когда они возвращались после Троянской войны, забросило бурей в Понт-Эвксинский, где им пришлось много вынести из-за варваров; они послали некоторые из своих кораблей на родину-мать, где их встретили очень плохо и прогнали, что их привело в такой гнев, что они переняли обычай скифов и стали умерщвлять всех чужестранцев, которые приставали к их берегам. Сначала они приносили всех в жертву без различия, потом стали выбирать самых прекрасных и, наконец, еще позже жертвы стали выбирать жребием. Натухаи, которые являются одним из абазинских племён, живут к западу от шапсугов (Chapsoukhe), их территория простирается вдоль Кубани с запада на восток на восемь лье до ручья Кудака, на юге они примыкают к Большой Абазе, которая начинается за Пшадой у натухайцев, а на левом берегу Кубани обосновались татары, или черкесы, бывшие обитатели Таманского острова, который они покинули после занятия Крыма русскими; им дают название «островитян», среди них есть несколько крымских султанов.» Горец-натухаец. Из альбома Г. Гагарин. Костюмы Кавказа. Париж, 1847#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #анапа #шапсуги
Свежие комментарии