Тхъэшхуэгухъэж - древнейший обрядовый черкесский танец в честь главного Бога Тха. Слово Тхъэшхуэгухъэж означает «Единение с Богом -Тха Великим». Как известно, чувство единения с Богом является мощным источником духовных и физических сил человека. Тхьэшхуэгухьэж отмечается в первый четверг после осеннего равноденствия.
Этот праздник является календарным моленьем Тхъэлъэ1у. Он связан с окончанием сбора урожая. На месте Тхъэлъэтугиэ устанавливается Т-символ. Приносится обрядовая пища, проводится жертвоприношение. Тхъэлъэ1у завершается исполнением обрядового танца ТхъэшхуэУдж...Тхъэшхуэгухъэж - древнейший обрядовый черкесский танец в честь главного Бога Тха. Слово Тхъэшхуэгухъэж означает «Единение с Богом -Тха Великим». Как известно, чувство единения с Богом является мощным источником духовных и физических сил человека. Тхьэшхуэгухьэж отмечается в первый четверг после осеннего равноденствия. Этот праздник является календарным моленьем Тхъэлъэ1у. Он связан с окончанием сбора урожая. На месте Тхъэлъэтугиэ устанавливается Т-символ. Приносится обрядовая пища, проводится жертвоприношение. Тхъэлъэ1у завершается исполнением обрядового танца ТхъэшхуэУдж.
Праздник Тхъэшхуэгухъэж упоминается у Лонгворта, — корреспондента лондонской газеты «Таймс», побывавшего в Черкесии в 1839 г. и написавшего книгу ’’Год среди черкесов’’ (1840).
Лонгворт, считая его праздником Созреш, описывает и установленный Т-символ, и благодарственный Хох старшего за хороший урожай, и указывает время его проведения - конец сентября.
Учеными приводится русский перевод черкесского текста, зафиксированного в Кабарде в начале XX века:
«В нашей Кабарде божественный танец (ТхъэшхуэУдж) Великому Тха устраивался на длинном холме - на гребне, который расположен на берегу Махогерсыхе, горы, обращенной к солнцу.
Каждый год у этого холма собирались со всех селений Кабарды, постепенно стекался народ... Тут же закалывали быков, баранов, для того пригнанных сюда. ’’В жертву Тха’’, - говорили при этом. Привозили много хмельного, ели, пили.
И те, которые позже приняли Христианство, не переставали верить в Тха - создателя жизни. Когда затем приняли Ислам, все же не прекращали выполнения древних обрядов».
Ш. Ногма пишет, что осенний праздник Тхъэшхуэгухъэж праздновался с большим торжеством: ’’Сперва читали молитву, называемую тхашхо-гухаж, что значило «прибегать к великому Богу». В этой молитве просили всевышнего даровать им здоровье и воссылали благодарение за прошедшее лето, за сотворение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились’’
В некоторых источниках встречается указание, что праздник Тхьэгшт1эгт1хьэж отмечается в первой декаде октября. Специалисты считают, что здесь нет противоречия. Месяц Жэпуэгъуэ, примерно соответствующий октябрю, начинается 21-22 сентября. Поэтому первая декада месяца Жэпуэгъуэ - время проведения праздника Тхъэшхуэгухъэж, приходится не на первую декаду октября, а на последнюю декаду сентября. Обрядовые дейста в честь Тха проводились вплоть до начала XX века, и современное его возрождение на сценевполые может способствовать его распространению среди народа. Это тем более правдоподобно, что по традиции после сбора урожая и в советское время устраивались массовые гуляния. В этот же период устраивались большинство свадеб. И в том, и в другом случае массовое исполнение уджа, ображен-ного к Верховному Божеству вполне логично и уместно.
Источник
Свежие комментарии