Абазги: упоминания письменных источников

Флавий Арриан (II век н. э.) Впервые термин «абаза» (абаски) появился в источниках во II веке нашей эры в сочинении «Перипл Понта Евксинского» (Объезд Чёрного моря) Флавия Арриана, легата императора Адриана: «… Рядом с зидритами – лазы; царём у лазов – Маласс, получивший свою власть от тебя. За лазами следуют апсилы; у них царь Юлиан, получивший царство от твоего отца. С апсилами граничат абаски; у абасков царь Ресмаг; этот также получил свою власть от тебя. Рядом с абасками – саниги, в земле которых лежит Севастополь; царь санигов Спадаг получил царство от тебя…» «… Итак, если двинуться из Диоскуриады, первая стоянка будет в Питиунте, на расстоянии трёхсот пятидесяти стадиев. Отсюда сто пятьдесят стадиев до Нитики, где в древности жило скифское племя, о котором упоминает историк Геродот: он говорит, что этот народ ест вшей, и такая молва о них держится и до настоящего времени. От Нитики до реки Абаска девяносто стадиев, Боргис отстоит от Абаска на сто двадцать стадиев, а от Боргиса —

Флавий Арриан (II век н. э.)



Флавий Арриан (около 86 — около 160 года н. э.) — древнегреческий историк и географ, занимал ряд высших должностей в Римской империи. Арриан написал исторические трактаты, например, об Индии («Индика»), о жизни и походах Александра Македонского («Анабасис Александра»).
Много путешествовал, посетил Афины и Рим. Совершил в 134 году плавание по Понту до Диоскуриады, о котором представил отчёт римскому императору Адриану, который называется Перипл Понта Евксинского.


Впервые термин «абаза» (абаски) появился в источниках во II веке нашей эры в сочинении «Перипл Понта Евксинского» (Объезд Чёрного моря) Флавия Арриана, легата императора Адриана:

«… Рядом с зидритами – лазы; царём у лазов – Маласс, получивший свою власть от тебя. За лазами следуют апсилы; у них царь Юлиан, получивший царство от твоего отца. С апсилами граничат абаски; у абасков царь Ресмаг; этот также получил свою власть от тебя. Рядом с абасками – саниги, в земле которых лежит Севастополь; царь санигов Спадаг получил царство от тебя…» «… Итак, если двинуться из Диоскуриады, первая стоянка будет в Питиунте, на расстоянии трёхсот пятидесяти стадиев. Отсюда сто пятьдесят стадиев до Нитики, где в древности жило скифское племя, о котором упоминает историк Геродот: он говорит, что этот народ ест вшей, и такая молва о них держится и до настоящего времени. От Нитики до реки Абаска девяносто стадиев, Боргис отстоит от Абаска на сто двадцать стадиев, а от Боргиса — на шестьдесят стадиев Несис, где выдаётся Гераклов мыс. От Несиса до Масаитики девяносто стадиев; отсюда шестьдесят стадиев до Ахеунта, каковая река отделяет зилхов от санигов. Царем у зилхов Стахемфак, также получивший власть от тебя. От Ахеунта сто пятьдесят стадиев до Гераклова мыса; отсюда сто восемьдесят до мыса, где есть защита от ветров фраския и борея. Отсюда сто двадцать стадиев до так называемой Старой Лазики; отсюда сто пятьдесят стадиев до Старой Ахеи, а отсюда до гавани Пагр триста пятьдесят; от гавани Пагр сто восемьдесят стадиев до Святого порта, а отсюда до Синдики триста…»

Арриан указывает, что Диоскуриада это старое название Севастополя (Сухум), потом перечисляет места: Питиунт (Пицунда), Нитика (Гагра), река Абаска (предположительно Псоу), Боргис (предположительно Мацеста), Несис (предположительно Сочи), Масаитика (предположительно Лоо), Ахеунт (предположительно река Шахе), Мыс, где есть защита от ветров, (предположительно мыс Кодош, около Туапсе), Старая Лазика (предположительно Ничепсухо), Старая Ахея (предположительно современная Архипо-Осиповка), Пагры (Геленджик), Святой порт (совр. Новороссийск).

Нужно отметить следующее: 1) расстояния относительно точные, это особенно видно, если считать общее расстояние от Диоскуриады до Святого порта (от совр. Сухума до совр. Новороссийска), которое дал Арриан, оно достигает 1900 стадиев. При условии, что римский стадий равен 185 метра, то выходит 351,5 км. По современным картам расстояние по прямой между Сухумом и Новороссийском достигает 320 км. Если же двигаться вдоль побережья расстояние будет достигать близко к цифре данной Аррианом – около 360 км. Но общая точность не говорит о точности в частном порядке. Так как автор, считая расстояния округлял цифры, иногда в большую сторону, а иногда в меньшую. Таким образом эти данные усреднялись и в общем показали достаточно корректную цифру; 2) не ясно, как автор идентифицировал народности; 3) названия местностей, по-видимому использовались греко-латинские; 4) автор даёт только общую картину, не вникая в этническую ситуацию; 5) Из всего описания, относительно интересующей нас территории, идентификации поддаются следующие этнонимы: #апсилы, #абаски, #саниги, зилхи и лазы. Из топонимов: Севастополь, он же #Диоскуриада, Питиунт, Нитика, Пагры, и Святой порт. Попытка связать остальные наименования с уже известными, носит предположительный характер.

Таким образом, согласно данным Арриана граница зилхов (зихов) с санигами находилась в районе реки Шахе. Северная граница зихов, к сожалению, не указана. Саниги же занимали обширные территории, охватывающую в том числе и Севастополь (Сухум). Абаски и Апсилы жили, согласно его описаниям, южнее современного Сухума, где дальше граничили с лазами. А так как нам не известен метод, по которому автор идентифицировал народности, нам следует принять границы между абасками и санигами, а также между санигами и зилхами условно. Тем более, что границу между абасками и санигами Арриан провёл южнее современного Сухума, а реку Абаска он фиксирует севернее современного г. Гагра. Именно факт фиксации этим автором наименования «абаска» на территории севернее реки Бзыбь и говорит, что фиксация этнонима «абаза» с юга на север было связано не движением народа, а с недостаточной фиксацией авторами этого этнонима вообще на Восточном Причерноморье.

[img]"[/img]
авторы: Claudius Ptolemy, Girolamo Ruscelli, Giuseppe Moletti назв: Moschovia nvova tavola, 1561. авторы: Claudius Ptolemy, Girolamo Ruscelli, Giuseppe Moletti назв: Moschovia nvova tavola, 1561.

#садзы #апсилы #абаза #восточное причерноморье #абазгия #зихия

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх