На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Черкешенки принимали участие в битвах наряду с мужчинами

Многие источники сообщают о том что черкешенки принимали участие в битвах наряду с мужчинами. Например об этом пишет британский путешественник Спенсер лично посещавший Черкессию в первой половине 19 столетия: "Каждый черкесский мужчина приучается к оружию с младенчества; и даже женщины часто сражаются в их рядах." [Ed.Spencer, "Travels in Circassia, Krim-Tartary, &c, including a Steam Voyage Down the Danube, from Vienna to Constantinople, and Round the Black Sea, in 1836", 1839г.] Но в черкесском обществе , где воинская доблесть и высокие моральные качества считались высшими добродетелями и превозносились не взирая на пол, возраст или национальность, женщины в некоторых случаях становились даже предводителями отрядов. Во главе боевой группы (гуп) у черкесов мог встать лишь воин обладавший выдающейся храбростью и высокими боевыми навыками. И к женщинам, надо полагать , данные критерии были еще более строгими чем к мужчинам. К сожалению большинство имен этих воительниц безвозвратно утра

Черкешенки принимали участие в битвах наряду с мужчинами

Многие источники сообщают о том что черкешенки принимали участие в битвах наряду с мужчинами. Например об этом пишет британский путешественник Спенсер лично посещавший Черкессию в первой половине 19 столетия: "Каждый черкесский мужчина приучается к оружию с младенчества; и даже женщины часто сражаются в их рядах." [Ed.Spencer, "Travels in Circassia, Krim-Tartary, &c, including a Steam Voyage Down the Danube, from Vienna to Constantinople, and Round the Black Sea, in 1836", 1839г.]

Но в черкесском обществе , где воинская доблесть и высокие моральные качества считались высшими добродетелями и превозносились не взирая на пол, возраст или национальность, женщины в некоторых случаях становились даже предводителями отрядов. Во главе боевой группы (гуп) у черкесов мог встать лишь воин обладавший выдающейся храбростью и высокими боевыми навыками. И к женщинам, надо полагать , данные критерии были еще более строгими чем к мужчинам. К сожалению большинство имен этих воительниц безвозвратно утрачены. Но некоторые всё же сохранились в народной памяти.

Так, например убых Хатах Скабо рассказывал историку Елене Чистяковой посетившей с этнографической экспедицией Шапсугию в 30-х годах 20 столетия, о девушке из рода Нагуч, происходившую из его родного села: "Верхом на белом коне она неустрашимо сражалась во главе отряда из 15 бойцов." [Чистякова Е.И., "Религия и бытовое положение женщины у шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов: материалы шапсугской экспедиции 1939 года" / под ред. С. А. Токарева и Е. М. Шиллинга. М., 1940.]

Или девушка из Ходза по имени Аркуят (Уркуят), которая во время Кавказской войны возглавляла отряд хаджиретов и попав в плен в ходе сражение за Ходзь в 1859 г., покончила с собой. Вообще в той битве женщины Ходза проявили невиданную доблесть, которая была отмечена в песне-плаче посвященной тому сражению:

"Что творится в Большом Хоже, умом не постичь!

Семь дней кровь течет, как река полноводная.

В Хоже семь красавиц насмерть сражаются.

Храбрости их тигрицы могли бы позавидовать.

Впереди дочь Хожа Байдамат,

А вторая - дочь Хожа Уркуят.

У Уркуят в двух колыбелях два близнеца.

И каждым взмахом она валит врагов...

Женщины и девушки Большого Хожа,

С кинжалами на поясе шли на смертный бой"

[Выдержка из "Песни о битве в Большом Хоже"]

Традиции поддерживающие в черкесских женщинах дух воинственности передавались из поколения в поколение: "Матери воспитывают дочерей и учат их брать с себя пример. Эти женщины верхом на хороших конях творят много геройства. Потому-то некоторые считают их амазонками." [Мина Медичи , «Истории Понта» , "Черкесы .Пар. 182", стр. 121-123.] В подтверждение сказаному можно вспоминить и то что археологи время от времени встречают меотские захоронения с погребенными в них женщинами , где помимо женских предметов быта находят кольчуги и прямые мечи характерные для меотов. Например, подобное захоронение было исследовано в могильнике Кобякова городища.

В обществах подобном черкесскому, где во главе угла стояли личностные качества человека, а не социальные или гендерные преимущества, женщины имели равные права с мужчинами: "Черкесские девушки, даже достигнув зрелости, не исключаются из общественной жизни. Обычно девушка воспитывается вместе со своими братьями и так же ловко, как и они, умеет управлять лошадью и стреляет из лука." [Karl Koch, "Reise durch Russland nach dem kaukasischen Isthmus in den Jahren 1836, 1837, und 1838."]

[img]"[/img]

И даже с принятием ислама черкесская девушка продолжала воспитываться согласно древним черкесским традициям, что резко выделяло ее среди девушек из соседних народов : "Тяжкое иго ислама только девушек из племен адыге не могло прибить к земле. Они слишком были умны и сильны, чтобы подчиняться ярму, которое покорно носили лезгинки, чеченки, кабардинки. Черкешенка не знала никаких кандалов. У себя дома она была гражданкою своего аула, гордилась предками и лучше братьев знала историю собственного рода. Даже более этого, история только и хранилась, что в песнях кадачи, да в ее памяти. Малейшие оттенки княжеского местничества соблюдались с ревностью, на какую способны только женщины. Они обладали здесь твердыми характерами." [В.И. Немиро́вич-Да́нчeнко ,"Рыцари гор". — М., 1911 г.]

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх