На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

78. Зихи, черкесы, кабары: Филипсон

В 1863 году в журнале «Русский вестник» г. Санкт-Петербурга выходит обширная статья Филипсона А. «Черкесы, казаки и адехе». Автор этой статьи ни до, ни после больше не публиковался под этим именем. Но есть обоснованное предположение, что настоящее имя автора - Григорий Иванович Филипсон. Если сравнивать статью Филипсона А. и мемуары Филипсона Г.И., то можно найти много общего. В обоих работах имя адыгов пишется «адехе», сходны суждения о происхождении термина «черкес», а также сходны сведения о употреблении имени «казак» и связи его с именами «касог» и «кайсак». Современники о Филипсоне Г.И. писали, как о очень образованном человеке, обладающем обширными знаниями, тоже самое сказать и о авторе статьи «Черкесы, казаки и адехе». Таким образом наиболее вероятным автором этой статьи представляется именно Филипсон Г.И. В своей статье автор касается многих народностей, особенно интересна часть, где упоминаются зихи. Он предположил, что территории зихов захватили абхазы, и аргументирует это и

В 1863 году в журнале «Русский вестник» г. Санкт-Петербурга выходит обширная статья Филипсона А. «Черкесы, казаки и адехе». Автор этой статьи ни до, ни после больше не публиковался под этим именем. Но есть обоснованное предположение, что настоящее имя автора - Григорий Иванович Филипсон. Если сравнивать статью Филипсона А. и мемуары Филипсона Г.И., то можно найти много общего. В обоих работах имя адыгов пишется «адехе», сходны суждения о происхождении термина «черкес», а также сходны сведения о употреблении имени «казак» и связи его с именами «касог» и «кайсак».

Современники о Филипсоне Г.И. писали, как о очень образованном человеке, обладающем обширными знаниями, тоже самое сказать и о авторе статьи «Черкесы, казаки и адехе». Таким образом наиболее вероятным автором этой статьи представляется именно Филипсон Г.И.

В своей статье автор касается многих народностей, особенно интересна часть, где упоминаются зихи. Он предположил, что территории зихов захватили абхазы, и аргументирует это используя русские летописи, где очевидно, что Северо-Восточное Причерноморье называлось Обезами.

Прокопий Кесарийский говорит положительно, что за Абхазией, по берегу моря, жили Зехи, что прежде Римский император давал им короля, но что в его время они уже не зависели от Рима. Это известие представляет первое точное указание жи­лища Зехов именно в том месте, где в настоящее вре­мя находим народ, которого землю Грузины называют - Джигеты, т. е. землею Джигов; и который мы зовет Джигетами. Сам себя этот народ называет Саадзен; его земля находится между рекою Бзыбом, которая слу­жит западною границей Абхазии, и обществом Хамыш, которое принадлежит к Убыхам, народу Адехе. Имя Зихов известно было Генуэзцам и Венецианцам, имевшим в XIII и XIV веках колонии в этом крае. Кажется, оно сделалось у них общим для всех жителей Восточного берега Чёрного моря. На карте Фредуция Анконского (составленной в 1497 году) страна к северу от Абхазии названа: Зихия (Zicchia), а два приморских места; Maura-Zicchia и Alba-Zicchia (т. е. Черная и Белая Зихия). Положение этих последних трудно определит по неточности очертания берега на карте Фредуция, но можно догадываться, что Черная Зихия находилась на Геленджикской бухте, а Белая около устьев реки Мдзымти или Соче. Заметим, что Интериано, путешественник половины XVI века, долго живший в земле Зихов, говорить : «но Зихи, так-называемые по-итальянски, по-гречески и по-латыни, но которых Турки и Татары зовут Чиркасами (Tchiarkassi) и которые сами себе дают имя Адига (Adiga)—жи­вут от р. Дона по берегам Азовского и Чёрного морей до Cavo dи Bussi т. е. до Пицундской бухты.» Отец пашей истории, Нестор, помещает на восточном берегу Чёрного моря за Косогами, — Обезов, т. е. Абхазцев, (Abasgi, Apsili древних географов: сами себя «ни называют и ныне Абсне.) Он не указывает в точности места жительства их, но должно полагать, что оно было не далеко от княжества Тмутараканскаго ; ибо еслиб они жили на месте нынешней Абхазии, то не могли бы быть известны нашим летописцам. Вспомним при том, что князь Изяслав 1-й (1054 — 1077) был женат на княжне Абазинской, и что в 1223 году Чингисхановы военачальники, разбив в Дагестане Яссов и Половцев (по Абульгази, Алан) гнались за последними до Азовского моря и пределов России; «поплениша Яссы, Обезы, Касоги и инех язык семь» как говорить наш летописец. Присоединим ещё, что в одной из русских летописей, в числе стран, завоёванных Тамерланом на­званы: «Орнач (по догадке Карамзина: Азов или Пана) Обеза и Темир-Кабы, рекше Железные ворота.» Ни Чингисхановы военачальники, ни Тамерлан не мог­ли быть в нынешней Абхазии. Необходимо заключить, что они нашли Обезов недалеко на юге от Азовского моря. В Троицкой летописи говорится о бывшей в 1346 году моровой язве, известной под именем черной смерти: «бысть мор велик на люди, на Бесермены, и на Татары, и на Обезы, и на Жиды, и на Фрязы (т. е. Генуэзцы и Венецияне в Тавриде и Азове) и на Черкас.»... — Опять видно, что летописец говорить об Обезах как о близких соседях. Но были ли Синды одноплемённы с Зихами, а эти подседине с Обезами или Абхазцами? Первое вероятно, хотя на то и нет положительных доказательств, а последнее сомнительно. Весьма возможно, что Зихи были завоёваны Абхазцами (Обезами), а в последствии времени, как Зихи, (по крайней мере значительная их часть), так и Синды покорены были Адигами: последнее должно было произойди не в глубокой древности, но в народе диком и неграмотном память этих событий давно изгладилась и различ­ные народности смешались тем удобнее, что как завое­ватели, так и завоёванные были на одинаковой степени дикости.

Филипсон даёт очень важное сведение, что никто из народов Северного Кавказа не называет себя черкесами.

... в настоящее время на всем Кавказе нет народа, который бы сам себя называл Черкесами. Это имя придают Русские на Кавказе безразлично Гор­цам северной стороны гор, вместе с другими названиями столько же не точными: Азиаты, Азия, Орда, Татарва. Люди более образованные дают название Черкесов всем жителям северного ската гор включительно от Кабарды, Малой и Большой, до Анапы и устья Кубани. Это же нашли удобным почти все наши писатели, за исключением немногих, называющих Черкесами преимуществен­но народ Адехе, т.-е. Натухайцев, Шапсугов, Абадзехов, Убыхов, некоторые мелкие народцы того же пле­мени и наконец Кабардинцев, хотя эти последние сами себя не называют Адехе.
[img]"[/img]
Freduce D'Ancone. Fragment De La Carte Marine. 1497 Freduce D'Ancone. Fragment De La Carte Marine. 1497 Карачаи, Уруспии, Чегемы, Гуламы и Балкары древние оби­татели Кавказа. О приходе их туда не сохранилось никако­го ни письменного свидетельства, ни предания. Генуэзцам и Венецианцам Карачаи известны были под именем Карачиоли (Caracioli), а Туркам под именем Кара-Черкес, то-есть черных Черкес. Шарден, бывший в Абхазии в 1672 г. пишет, что „Карачиоли или как Турки называют их Карачеркесы, суть северные Черкесы. Несмотря на то что это самый красивый народ в свете, Турки называют их черными Черкесами, потому что туманы и облака беспрестанно покрывают их землю. Они были прежде христианами. Это видно по их обычаям и некоторым обрядам, которые они исполняют в своей земле; но теперь они не имеют никакой религии, ходят почта нагие, занимаются разбоем и суть самые смелые разбойника в свете. Заметим, что Карачаевцы и до сих пор называют казаками тех из своих соплеменников, которые живут в отдельных пещерах, находящихся в верховьях речек, вытекающих из подошвы Эльбруса. Слову, казак они придают значение: одинокого, бессемейного. С другой стороны, у одноплемённых Карачаевцам Киргиз-Кайсаков, мы и по сие время находим, что одно племя, кочующее между Каспийским и Аральским морями, называется «Черкес». Эти соображения и свидетельство Шардена замечательным образом подтверждают тождественность Карачаевцев, Касогов и Черкасов наших летописей. Странная судьба этого племени, которое обошло во­круг всю Южную Россию и чрез восемь веков воз­вратилось под именем казаков в свое древнее отечество, на берега Кубани и Лабы. Обратимся теперь к народу, который Русские называют теперь Черкесами, т.-е. к Адехе. Конечно, никто не скажет, чтоб этот народ был одного племени с Карачаевцами. Он говорит особенным языком, нисколько не похожим на татарский; его наружность представляет строгий тип кавказской породы. Можно сказать, половина этого народа имеет русые волосы часто встречаются голубые глаза. Какого племени этот народ, и откуда он пришёл? Этого нельзя сказать положительно по недостатку исторических известий. В начале X столетия мы находим его в составе Казарской державы, под именем Кабаров или Кабардов (Cabari, Cabardi). Могущество этой державы разноплеменной, но в которой племя восточно-финское было кажется преобладающим, —клонилось к упадку от двух главных причины от завоеваний Олеговых (885 г.) и от внутренних междоусобиц. Так, между прочим, около 914 года три племени, из которых главное называлось Кабарами (Cabares), возмутились против власти кагана. Началась междоусобная война, в которой каган остался победителем, но не умел воспрепятствовать недовольным племенам оставить его государство. Некоторые из них ушли к Уграм в Паннонию, другие к подножию Кавказа, где находим их потомков под именем Кабардинцев. Должно полагать однако же. что не все Кабарды оставили Казарскую державу, но что по разорении Святославом Белой Вежи, в 965 году, часть этого племени последовала за Каганом в Крым, где оставалась долгое вре­мя, как можно заключить из того, что одна река на этом полуострове до сих пор сохранила имя Кабарды. Вероятно, и татарский период нашей истории Кабарды вышли опять из Крыма на северный берег Азовского моря. На карте Фредуция Анконского, составленной в 1497 году и найденной Ив. Потоцким в Вольфенбюттельской библиотеке, показаны Кабарди (Cabardi) по берегу моря на правой стороне Дона; но в 1550—1557 годах живший у них Венецианец Джiорджiо Интерiано нашёл уже их на восточном берегу Азовского моря и говорит, что они жили от реки Тана или Дона до Саѵо dи Bussi, т.-е. до Пицундской бухты. Из этого надобно заключить, что в течении этого полустолетия они заняли землю Зихов или Зигов, стали известны в Европе под именем народа ими покорённого, хотя сами себя называли уже Адигами. Как произошло это занятие земли Зигов и как смешались завоеватели с народом завоёванным, об этом не осталось никаких сведений у народа дикого и не имеющего письменных памятников. Южную границу их новой земли Интерiано, без сомнения, показал ошибочно, ибо каким образом захватили бы они всю землю нынешних Джигитов и часть Абхазии, которые никогда не были в их владении?

#обезы #абхазы #садзы #джигеты #абаза #черкесы #восточное причерноморье #абазгия #зихия

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх