На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Быт и традиции черкесов на Балканах

Если семьи принимали решение построить дом, они очень придир­чиво выбирали место, затем устраивали на этом месте праздник, при­нося в жертву специально откормленного барашка. Голову барашка за­капывали в то место, где ставили дом, считая, что это будет во благо. Фасад дома всегда был обращен на юг. «Комната, в которой соверша­ют намаз, должна быть южной, это атрибут мусульманского дома, тог­да он становится счастливым, спокойным домом. Хорошо ведь быть обращенным к Каабе» говорили они. На подворье в первую очередь ставили туалет на значительном расстоянии от того места, где будет построен новый дом, затем уже начинали строить дом. Все дома в селе, в котором они жили, были огорожены забором из красного кирпича. Соседи друг к другу ходили через небольшие при­поднятые между дворами переходы. Помнят еще, как дома были ого­рожены плетнями из прутьев. Для этого использовали прутья кустарни­ков фундука. В селе двухэтажных домов было всего четыре. Это дома Жьэу (Хасани), Цеев, Шеудженов, Махо

Быт и традиции черкесов на Балканах

Если семьи принимали решение построить дом, они очень придир­чиво выбирали место, затем устраивали на этом месте праздник, при­нося в жертву специально откормленного барашка. Голову барашка за­капывали в то место, где ставили дом, считая, что это будет во благо.

Фасад дома всегда был обращен на юг. «Комната, в которой соверша­ют намаз, должна быть южной, это атрибут мусульманского дома, тог­да он становится счастливым, спокойным домом. Хорошо ведь быть обращенным к Каабе» говорили они.

На подворье в первую очередь ставили туалет на значительном расстоянии от того места, где будет построен новый дом, затем уже начинали строить дом.

Все дома в селе, в котором они жили, были огорожены забором из красного кирпича. Соседи друг к другу ходили через небольшие при­поднятые между дворами переходы. Помнят еще, как дома были ого­рожены плетнями из прутьев. Для этого использовали прутья кустарни­ков фундука. В селе двухэтажных домов было всего четыре. Это дома Жьэу (Хасани), Цеев, Шеудженов, Махошев.

Подворья были большие, просторные, было посажено много цве­тов, плодовых деревьев. Во двор заезжали через большие ворота, а заходили через калитки, которые на ночь запирались настоящими зам­ками. Как мы уже говорили, улицы ночью не освещались, но на подво­рьях было светло.

Первые дома строили из круглых бревен, наподобие рубленых до­мов, их невозможно было разрушить, так прочно они были сложены.

Внутри дома стены были помазаны глиной с соломой, побелены набело известкой, полы также были глиняные. В домах находились сколочен­ные из досок лавки. Раньше такие рубленые дома были у Жьэу, Абадзе, Махошев, но в момент их переселения таких домов там уже не было.

Если кто-то из членов семьи должен был отделиться, ему строили дом в этом же дворе, а если для этого возможности не было, старались построить ему неподалеку. Если отделялись братья, то отцовский двор они делили с сестрами по-мусульмански: женщине — одну часть под­ворья, мужчине — две части.

Женщины, вышедшие замуж, не получали землю во дворе отца, но если у семьи были участки земли в других местах, то могли им выде­лить там. Когда человек выбирал себе участок земли, за него моли­лись богу с пожеланиями благополучия на новом месте.

Все постройки на подворье имели свое предназначение. Семье, за­нимающейся хозяйством, кроме жилого дома, еще многое было необ­ходимо. Как рассказывают, во дворах было много построек для раз­личных целей.

Большой хозяйский дом состоял из кунацкой, большой комнаты, комнаты свекра и свекрови, комнаты сына и невестки, девичьей комна­ты. Помимо этого, была кухня — пыты, имелось место, где хранились соленья, заготовленные впрок продукты на зиму,— хранилище (оно не обогревалось). Во дворе имелась печь под навесом для выпечки хлеба.

Еще во дворе отдельно находилось помещение, где занимались плот­ницкими делами, их называли «радониц». Это была постройка длиной восемь метров, шириной шесть метров, с окнами и дверью со стороны двора.

Во дворе стояли амбар, в который засыпали пшеницу, а также две- три турлучных постройки — сапетки. В них хранилась кукуруза.

Имелись также овчарня, коровник, сеновал, конюшня, курятник, и располагались они подальше от дома. На значительном расстоянии от дома во дворе находились отдельно женский и мужской туалеты.

Чаще всего дома строили методом шихафа — коллективной взаи­мопомощи. Для этого вечером обходили дома и оповещали об этом.

Семья, проводившая это мероприятие, забивала откормленное живот­ное, готовила еду, чтобы покормить участников шихафа. Мало кто из приглашенных не являлся. Все, у кого имелись подводы, являлись, что­бы привезти камни, необходимые для закладки фундамента дома.

Когда надо было возводить крышу, тоже устраивали такую взаи­мопомощь. И такой двор можно было увидеть издали, так как на кры­ше устанавливали два деревянных шеста с натянутой веревкой между ними.

Жители околотка, соседи, родственники, знакомые — все они что- то приносили с собой. К примеру, могли принести чулки, платья, косын­ки. Принесенные подарки раздавали тем, кто принимал участие в ши- хафе. Когда были установлены на крыше стропила, клали обожженную красную черепицу. Рассказывают, что в этом селе были умелые мас­тера — плотники, это сыновья Цея Хаджимоса Ильяс и Осмэн, сын Жьэу (Хасани) Тагира Махмуд, Бадже Ибрагим (не помнят имени его отца).

Кирпич для строительства дома тоже заготавливали с помощью коллективного шихафа. Собирали людей и заливали в русле реки глину, чтобы она достаточно намокла. Утром месили эту размокшую глину ногами, подправляя ее деревянной лопатой, собирая в одну кучу. В этой глине не должно было быть никаких примесей. Затем ее укладывали в форму и резали как кирпич. Давали этим нарезкам просохнуть в тече­ние дня, на второй день их переворачивали и досушивали, а затем обжи­гали докрасна.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх