На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Пантеон языческих богов адыгов, убыхов и абхазов

На Черноморском побережье Кавказа ни православное христианство, проникающее в IV в. из Византии, ни ислам суннитского толка, распространившийся с XV-XVI вв. из Турции, не смогли вытеснить древние языческие верования. Адыги. Ахын считается покровителем рогатого скота. Существует фамилия Тхагуакхо, в переводе «пастух божий», которая в известное время приводит в заповедную рощу корову и привязывает там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра.

Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова.

Пантеон языческих богов адыгов, убыхов и абхазов На Черноморском побережье Кавказа ни православное христианство, проникающее в IV в. из Византии, ни ислам суннитского толка, распространившийся с XV-XVI вв. из Турции, не смогли вытеснить древние языческие верования.

Адыги. Ахын считается покровителем рогатого скота. Существует фамилия Тхагуакхо, в переводе «пастух божий», которая в известное время приводит в заповедную рощу корову и привязывает там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова.

Убыхи покровителем животноводства почитали Ахына. Центральным местом поклонения ему считалась священная роща в устье реки Шахе. Убыхи представляли Ахына в виде могучего скотовода с пастушеским посохом в руках. Он мог перепрыгивать с горы на гору. Сохранившиеся предания считают Ахына прародителем убыхов.

Абхазы. Божество Айтар - создатель «домашних животных», великий бог обновления природы, размножения и скотоводства. Званба описал обряд жертвоприношения Айтару, который совершался только мужчинами; «Богу этому пастухи приносят в жертву молочную кашу, обыкновенно в субботу вечером,- только не во время поста,- раз в году, летом. Около котла, наполненного кашею, становятся все пастухи, сколько их найдётся при стадах, и старший из них просит Айтара о размножении их стад и о защите их от хищных зверей».

У адыгов и убыхов общий культ покровителя кузнечного ремесла - Тлепш. Он весьма уважаем в народе. Празднуют его весною, делая, во время моления, возлияния на железе плуга (лемехе) и на топоре, и, по совершении обрядов, придаваясь забавам, из коих главная - стрельба из винтовок в цель. Над раненными оружием поют песни, в которых призывается помощь Тлепша к излечению страждущего.

Абхазы. Культ кузни и железа - бог Шашва. Накануне нового года абхазы молились двум божествам: всевышнему богу, называемому иначе «Великим владыкой» (Хах-ду) и особенно богу кузнецов.

В жертву богу кузни приносили козла, петухов, кур и пр. Если желали особенно ему угодить, то резали белого козла с большой бородой и рогами. Кузня служила, кроме того, местом проклинания и дачи очистительных клятв и присяг. В день свадьбы невесту, когда она впервые переступала порог дома мужа, проводили «под железом», то есть скрещивали над её головою кинжалы для очищения её от грехов.

У адыгов и убыхов божество охоты и лесов - Мезытх. Его молят о счастливом успехе охоты. Горцы представляют себе его едущим верхом на кабане, у которого золотая щетина. По его мановению олени и лоси собираются в лесах и тогда девушки доят самок их.

Абхазы. Покровители лесов, дичи и охоты - Айргь и Ажвейпшаа, которым поручено стеречь дичь. Без милости Айргь и Ажвейпшаа ни один человек не может убить зверя. Охотники старались задобрить их. Главным способом умилостивления было жертвоприношение. Приготовляясь к охоте, партия охотников одной деревни или околотка делает складчину и, купив одного козла или барана, выбирает место в лесу для жертвоприношения. Каждый из охотников бросает ладан на уголья и просит лесного бога, чтобы он уделил ему из своих стад то, что охотник желает.

Адыги. Покровителем хлебопашцев считается божество Созерис. Пришествия его горцы ожидают и празднуют его ежегодно в декабре. К этому времени вносится в дом сук о семи ветвях известного дерева, называемого Гамшхут; к ветвям прикрепляются свечи из жёлтого воска, пирожки и кусочки сыра. В ожидании сказанного пришествия, мужчины, сняв шапки, произносят известные формулы молитв. Созериса почитают мореплавателем и прибытия его ожидают морем.

Абхазы. Из земледельческих божеств наибольшей известностью пользовалась богиня плодородия Джаджа - покровительница засеянных полей и всей растительности, которую представляли коренастой женщиной низкого роста и плотного сложения.

Почти совершенно забыты божества Анапа-нага, ведавшие всеми произведениями земли, дух хлопка и льна Квиквину и богиня мукомолья Саунау. В период созревания урожая устраивали моление Нанхва в честь великой матери плодородия земли.

Адыги. Божество грома - Шибле. У адыгов был страх и уважение к грому: для того, кто убит громом, смерть считается блаженством и его придают земле на том самом месте, где он убит, пируют около могилы 7 дней. У убитых животных пируют 3 дня. Если молния ударила в дерево, то ему приписывали свойство исцелять лихорадки. Зашивался кусочек этого дерева в лоскуток материи и надевали больному на шею, чтобы он носил его постоянно; остальная часть той же материи привешивалась к ветвям, вроде приношения. Такие деревья были увешаны подобными приношениями.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх