На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Бесленеевы: путешествие из Шапсугии в Бесленей

Меня как представителя фамилии Бесленеевых всегда интересовало, откуда произошла моя фамилия, кто был ее родоначальником, откуда мы прибыли в Хумару. В поисках ответов на свои вопросы пришлось обратиться к трудам адыгского писателя, историка, этнографа Султана Хан-Гирея, а также профессора И.Х.Калмыкова, историка Х-М.

Д. Темирова. Султан Хан-Гирей писал биографии знаменитых адыгов и очерки о быте черкесов. В их числе — очерк «Беслиний Абат».

Бесленеевы: путешествие из Шапсугии в БесленейМеня как представителя фамилии Бесленеевых всегда интересовало, откуда произошла моя фамилия, кто был ее родоначальником, откуда мы прибыли в Хумару. В поисках ответов на свои вопросы пришлось обратиться к трудам адыгского писателя, историка, этнографа Султана Хан-Гирея, а также профессора И.Х.Калмыкова, историка Х-М.Д. Темирова. Султан Хан-Гирей писал биографии знаменитых адыгов и очерки о быте черкесов. В их числе — очерк «Беслиний Абат».

Названия адыгских племен происходят от мужских имен. Так возникли фамилии Бесленеевых, Кабардаевых, Жановых, Хатукаевых, Мямхяговых, Темиргоевых, Кемовых. Представители этих фамилий сейчас проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Мой отец Бесленееев Клич-Герий, его братья Исмаил, Джемаль, Хан-Герий говорили мне о том, что наша фамилия произошла от Беслиния Абата.

***
Шапсугское племя в начале ХIХ века считалось самым многочисленным и сильным среди черкесских племен и состояло из пяти союзных родов, находившихся под предводительством Абата: Кобли, Схопте, Севотох, Натхо и Нетдахо. Первые три клана проживали на речке Шапсхо и стали основателями Шапсугского племени, название которого, вероятно, произошло от названия речки. Впоследствии Шапсугское племя выдвинулось к северным предгорьям и равнинам.
Шапсугское племя делилось на орк (или дворян), тльфокотль (или земледельцев) и крестьян. Оно состояло из трех главных союзов или соприсяжничеств. В первый входило более тридцати кланов, он был известен под общим названием Кобли, второй — Хохо-Севотох, а третий — Схопте. В двух последних союзах насчитывалось до двадцати кланов.
Беслиний Абат происходил от древних представителей шапсугского племени. Отец его пользовался большим уважением даже за пределами своей Родины. К его мнению прислушивались, его дружбой дорожили. В семье Беслиний Абат был старшим ребенком и воспитывался в Бесленеевском племени, по названию которого ему и было дано имя. Один из его сыновей был воспитан в Убыхском племени и, соответственно, получил имя Убых.
К сожалению, сегодня мы мало знаем о Бесленеевых (Бесланеевых) и Абатовых, проживающих в Кабардино-Балкарии и Адыгее, не знаем, какая взаимосвязь существует между нашими родами.
Беслиний Абат отличался отвагой, умением влиять на других, гибким умом. Уже в молодости он принимал активное участие в общественных делах племени, хотя это была привилегия пожилых его соплеменников.
Беслиний Абат имел обширные связи среди черкесских племен. Без его участия не происходило каких-нибудь значительных событий. Благодаря ловкости ума, знанию обычаев, способности убеждать он везде был необходимым человеком.
В 1825 году Беслиний Абат отправился с несколькими старшинами в Константинополь с целью обратить внимание турецкого правительства на черкесские дела. Он говорил там от имени всех соплеменников. В результате для управления краем был назначен новый комендант вместо старого и корыстолюбивого паши. Это был Хаджи-Хасан-паша, важный сановник в звании главнокомандующего (сераскира), человек с большими способностями ума.
Началась война России с Турцией, и Порте не удалось утвердить свою власть над Черкесией. Беслиний хотел узнать, действительно ли черкесы остались согласно Адмианопольскому миру за Россией. С этой целью он в 1828 году снова отправляется в Константинополь в числе шапсугских делегатов. Приняли их очень тепло, но не рассказали, что по воле победителя восточный берег Черного моря теперь принадлежит России. Прозорливый Беслиний понял то, что от него скрывали. Абат выехал из Константинополя уже без надежды на Турцию.
В 1834 году по высочайшему соизволению в Петербург были направлены малолетние горцы для воспитания в кадетских корпусах. Среди них был и сын Абата Алий. Вместе с детьми в Петербург приехали и почетные страшины различных племен, в том числе и Абат.
Деятельный и беспокойный ум Абата был всегда занят политикой. Он помышлял о том, чтобы соединить будущее своей родины с Россией. Объединить адыгские племена, установить на их земле мир и порядок — это было целью Абата. Он верно оценил предательскую роль Турции по отношению к адыгам.
Весной 1837 года примерно в возрасте 67 лет Беслиний Абат умер. «Подобные Беслинию люди, умные, бесстрашные и самоотверженные в делах, благонамеренные, склонные к порядку, чрезвычайно важны и в некоторых отношениях необходимы для блага нашей страны, а между тем таких людей там уже нет!» Так говорил великий адыгский писатель Султан Хан-Гирей.
Как уже было сказано, старший сын Абата Алий в 1834 году стал воспитанником Петербуржского кадетского корпуса. В 1837 году после смерти отца Алий вынужден был прервать учебу и вернуться на Кавказ. Он поселился в ауле Хумара.
Почему выбор пал на Хумару? Общеизвестно, что Беслиний Абат имел дружеские отношения с Абуковым Алием. Они познакомились, будучи в составе делегации, посетившей Константинополь.
Предки хумаринцев проживали близ города Пятигорска почти 500 лет. Это были фамилии Абуковых, Дзамыховых, Цаговых, Джатежевых, Дугужевых и др. В 1725 году жители этого крупного населенного пункта переселились в долину реки Кума и основали аул Абуковский (ныне аул Первомайский). Причина — притеснения в результате военных действий царских войск.
В 1803 году во время раздела имущества между братьями Абуковыми возник спор и Абуков Алий был вынужден обосноваться на правом берегу реки Кубань в устье речки Маара. Однако это место оказалось неудачным: из-за разливов рек разрушались хижины, погибал скот. В 1825 году Абуков Алий принял решение переселиться по Хумаринскому ущелью в долину Бохшаколы (ныне поселок Кубрань), на земли, унаследованные от отца. И именно сюда, в долину Бохшаколы, прибыл Алий Бесленеев предположительно в 1837–1840 годах.
В 1862 году аульчане стали переселяться на нынешнее место жительства у подножия горы Калеж, что находится в двух километрах севернее долины Бохшаколы.
Первыми переселенцами были Гукемухов Тым и Цагов Осман. В 1863 году переселились семьи Абукова Алия, Астежева Османа, Дзамыхова Темрюко, Дугужева Герендуко, Темирова Хатыжа, Тлепсерукова Хатыжа, Дугужева Ибрагима, Джатежева Калмыка, Дышекова Османа, Коблева Дашена, Ешерова Евжуко, Тамбиева Хапаша, Хожева Цуко, Бесленеева Алия. Всего по официальным данным, основателями аула Хумара являются 16 семей. Население его тогда составляло всего 120 человек.
По данным Е.Д. Филицина, в 1884 году население аула Хумара составляло уже 268 человек, из них 160 — кабардинцев, 41 — бесленеевцев и 67 — абазин.
Алий Бесленеев в ауле имел хороший авторитет и считался одним из богатых людей. Семья Алия состояла из 41 человека. У него было четыре сына (Карах, Заракуш, Харун и Салих) и две дочери (Ума и Нашхо).
Семья Алия занималась скотоводством. Ему принадлежали пахотные, пастбищные угодья, отгонные пастбища. Продавали свой скот в Ставрополе, Армавире, Нальчике. Особой гордостью Бесленеевых был принадлежащий им табун лошадей. Бесленеевы разводили лошадей и для продажи. Коневодство считалось в народе благородным занятием, поэтому адыги всегда поощряли его.
Семья Алия занималась и пчеловодством. По состоянию на начало ХХ века хозяйство Бесленеева Харуна Алиевича насчитывало 750 лошадей, 4170 овец, 440 голов крупного рогатого скота и 2100 пчелосемей.
Для сравнения: в 1941 году в колхозе им. 18 партсъезда поголовье скота составляло: 416 лошадей, 683 головы крупного рогатого скота, 1985 овец и 96 пчелосемей.
Автор книги «Хумара и хумаринцы» Темиров Х-М. Дж. приводит данные о хозяйстве еще одного зажиточного аульчанина — Гукемухова Идриса, у которого было 640 лошадей, 630 голов крупного рогатого скота, 3400 овец, 1700 пчелосемей. Известно, что женой Гукемухова Идриса была Бесленеева Ума — дочь Алия. Мать втайне от всех родственников в качестве приданного подарила своей дочке все сбрежения семьи. На этом и разбогатела семья Идриса. Сегодня потомки Идриса Гукемухова хорошо знают о своем родстве с фамилией Бесленеевых и поддерживают тесные отношения с нами.
В 1870 году в ауле Хумара одним из первых, кто построил турлучный дом (длинный дом), крытый железом, был Бесленеев Харун. У него было пять сыновей (Исмаил, Джемаль, Хан-Герий, Хаз-Герий, Клич-Герий) и дочь Зурият.
Жилище условно делилось на несколько частей. В одной большой комнате жили родители с детьми, в другой — новобрачные или взрослые дети. Каждая комната имела отдельный вход. Позднее для женатых своих старших сыновей Исмаила и Джемаля отец рядом построил отдельные дома. Был также дом для приема гостей — кунацкая. Ее всегда содержали в чистоте, обставляли лучшей мебелью, стены украшали коврами, циновками и музыкальными инструментами. Наряду с жилыми домами во дворе имелась отдельная кухня с дымарем. На кухне питались дети, а взрослые члены семьи — в «большом доме». Имелись надворные постройки — конюшни, скотный двор, курятник, а также хранилища для кукурузы, зерна имелись в достаточном количестве.
Черкесы отличались гостеприимством. По обычаю, приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько требовалось ему для отдыха и решения своих дел. Бесленеевы для высокого гостя, как правило, приносили в жертву молодого жеребца. Обычно обед для гостя состоял из вареной баранины, говяжьего отвара, различных яичниц, молочных продуктов, вареных кур с подливкой из красного перца, жареной баранины с медом, рассыпного проса со сметаной, буйволиного аймака и сладких прирожков.
Бесленеевы были в куначеских отношениях с родами Докшоковых, Адыгешаовых, Абуковых, Абатовых, Бесланоко.
С 1915 по 1917 годы старшиной аула Хумара был Бесленеев Кучук.
В 1935 году во время раскулачивания был выслан в Среднюю Азию Бесленеев Заракуш, в Пятигорской тюрьме сидели Бесленеевы Ахмед, Юсуф, Хаджи-Мусса и Умар. Ахмед и Юсуф умерли там. В конфискованном доме Заракуша Бесленеева был открыт клуб, на базе его хозяйства создали колхоз. Остальные сыновья Алия не были репрессированы лишь потому, что их хозяйства были конфискованы.
С 1943 по 1950 годы директором аульской школы работал Бесленеев Джемаль Х., с 2004 года по настоящее время заведующей детским садом работает Бесленеева Елизавета Ш., заведующей фельдшерско-акушерским пунктом — Бесленеева Фатя Айсовна. Кандидатами наук стали Бесленеев Залим Д., Бесленеев Альберт Д., Бесленеев Мурадин С. и Бесленеева Саният?З. Большими ценителями языка, обычаев и нравов были сказатели Джемель Х. и Хаджи-Исхак З. Бесленеевы.
Время не стоит на месте. Меняется общественный строй, а вместе с ним и человеческие ценности. Обычаи и традиции народа, адат и адыгэ намыс должны сохраняться. А знание истории своего рода, народа помогут нам быть преданными своей родине.

Умар БЕСЛЕНЕЕВ,
заслуженный работник госслужбы КЧР.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх