На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Сочинение Дионисия Периэгета («Описание населенной земли»)

Сочинение Дионисия Периэгета («Описание населенной земли»), написанное им во II веке, представляет в этом отношении особый интерес. В числе других народов Кавказа, ассоциирующихся с древними абхазо-адыгскими племенами, он называет меотов, синдов, киммерийцев, керкетов, торетов, ахейцев, гениохов, зихов, тиндариев-апсилов.

Согласно Периэгету, в этой последовательности они занимали с севера на юг весь восточный берег Азовского моря и далее берег Черного моря до страны колхов, где расположена река Фасис (Ингури). При этом, зигов, живущих между гениохами и тиндариями (апсилами) Дионисий называет «чадами земли пеласгийской». Не исключено, таким образом, что этноним зиги происходит от пеласгов, которые, по словам Страбона, «были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным», за что пеласгов, как и финикийцев, относили к так называемым «народам моря». Помимо простого созвучия терминов зиги, абазги, пеласги в пользу этой версии говорит и значение элемента зы/зха/псы в абхазоадыгских языках. Во всех случаях - это «вода», «река», «родник», «источник». В сочетании с продуктивным суффиксом хэ/гэ на этой основе формируются этнонимы со значением «речные/приморские общества»...

Сочинение Дионисия Периэгета («Описание населенной земли»)

Сочинение Дионисия Периэгета («Описание населенной земли»), написанное им во II веке, представляет в этом отношении особый интерес. В числе других народов Кавказа, ассоциирующихся с древними абхазо-адыгскими племенами, он называет меотов, синдов, киммерийцев, керкетов, торетов, ахейцев, гениохов, зихов, тиндариев-апсилов. Согласно Периэгету, в этой последовательности они занимали с севера на юг весь восточный берег Азовского моря и далее берег Черного моря до страны колхов, где расположена река Фасис (Ингури). При этом, зигов, живущих между гениохами и тиндариями (апсилами) Дионисий называет «чадами земли пеласгийской». Не исключено, таким образом, что этноним зиги происходит от пеласгов, которые, по словам Страбона, «были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным», за что пеласгов, как и финикийцев, относили к так называемым «народам моря». Помимо простого созвучия терминов зиги, абазги, пеласги в пользу этой версии говорит и значение элемента зы/зха/псы в абхазоадыгских языках. Во всех случаях - это «вода», «река», «родник», «источник». В сочетании с продуктивным суффиксом хэ/гэ на этой основе формируются этнонимы со значением «речные/приморские общества».

Впрочем, это лишь гипотеза, которая не исключает и другие версии формирования этнонима зихи. Например, вполне приемлема, высказывавшаяся нами ранее версия происхождения данного этнонима из адыгского слова зыхэ, в котором первый элемент - зы означает «один», «единый», а второй - хэ используется в значении «общество», «родина», «край».

При этом в этимологическом отношении между термином абазги/ абазы и зиги/зихи нет принципиальной разницы. Этноним абазги/абазы и производный от него этноним абхазы восходит, вне всякого сомнения, к этнониму зиги, внедрившемуся в традиционные древние названия абхазоязычных племен - абешла и апсуа. И отсюда целый ряд этнонимов, наглядно демонстрирующих переход от зигов к абасгам и абхазам: азы, азги, зега, азега, адзыг, абазг, абхаз. В исторической Шапсугии сохранились топонимы (названия рек, гор, хребтов) с элементом аз - Азыпс, Азып, Азгъук1, Азыш тау. Обращают на себя внимание и данные Х.С. Бгажба о том, что шапсуги-хакучинцы из аула Кичмай называли абхазцев азами. По мнению К.Х. Меретукова, не исключено, что так называли абхазцев все шапсуги. Но Дж. Белл называл - вслед за черкесами, надо полагать - азами, точнее, азраями только «природных» абасгов (джигетов и убыхов). Об этом ясно свидетельствуют его дневниковые записи весны 1839 г. Здесь сообщения о поездке в край азраевII, об азраях в нижней части края, близ Сухума, об расположении азраев за Сухум-Кале16, о заметных отличиях языка азраев от языка адыгов или черкесов.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх