Сочинение Дионисия Периэгета («Описание населенной земли»), написанное им во II веке, представляет в этом отношении особый интерес. В числе других народов Кавказа, ассоциирующихся с древними абхазо-адыгскими племенами, он называет меотов, синдов, киммерийцев, керкетов, торетов, ахейцев, гениохов, зихов, тиндариев-апсилов.
Согласно Периэгету, в этой последовательности они занимали с севера на юг весь восточный берег Азовского моря и далее берег Черного моря до страны колхов, где расположена река Фасис (Ингури). При этом, зигов, живущих между гениохами и тиндариями (апсилами) Дионисий называет «чадами земли пеласгийской». Не исключено, таким образом, что этноним зиги происходит от пеласгов, которые, по словам Страбона, «были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным», за что пеласгов, как и финикийцев, относили к так называемым «народам моря». Помимо простого созвучия терминов зиги, абазги, пеласги в пользу этой версии говорит и значение элемента зы/зха/псы в абхазоадыгских языках. Во всех случаях - это «вода», «река», «родник», «источник». В сочетании с продуктивным суффиксом хэ/гэ на этой основе формируются этнонимы со значением «речные/приморские общества»...Сочинение Дионисия Периэгета («Описание населенной земли»), написанное им во II веке, представляет в этом отношении особый интерес. В числе других народов Кавказа, ассоциирующихся с древними абхазо-адыгскими племенами, он называет меотов, синдов, киммерийцев, керкетов, торетов, ахейцев, гениохов, зихов, тиндариев-апсилов. Согласно Периэгету, в этой последовательности они занимали с севера на юг весь восточный берег Азовского моря и далее берег Черного моря до страны колхов, где расположена река Фасис (Ингури). При этом, зигов, живущих между гениохами и тиндариями (апсилами) Дионисий называет «чадами земли пеласгийской». Не исключено, таким образом, что этноним зиги происходит от пеласгов, которые, по словам Страбона, «были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным», за что пеласгов, как и финикийцев, относили к так называемым «народам моря». Помимо простого созвучия терминов зиги, абазги, пеласги в пользу этой версии говорит и значение элемента зы/зха/псы в абхазоадыгских языках. Во всех случаях - это «вода», «река», «родник», «источник». В сочетании с продуктивным суффиксом хэ/гэ на этой основе формируются этнонимы со значением «речные/приморские общества».
Впрочем, это лишь гипотеза, которая не исключает и другие версии формирования этнонима зихи. Например, вполне приемлема, высказывавшаяся нами ранее версия происхождения данного этнонима из адыгского слова зыхэ, в котором первый элемент - зы означает «один», «единый», а второй - хэ используется в значении «общество», «родина», «край».
При этом в этимологическом отношении между термином абазги/ абазы и зиги/зихи нет принципиальной разницы. Этноним абазги/абазы и производный от него этноним абхазы восходит, вне всякого сомнения, к этнониму зиги, внедрившемуся в традиционные древние названия абхазоязычных племен - абешла и апсуа. И отсюда целый ряд этнонимов, наглядно демонстрирующих переход от зигов к абасгам и абхазам: азы, азги, зега, азега, адзыг, абазг, абхаз. В исторической Шапсугии сохранились топонимы (названия рек, гор, хребтов) с элементом аз - Азыпс, Азып, Азгъук1, Азыш тау. Обращают на себя внимание и данные Х.С. Бгажба о том, что шапсуги-хакучинцы из аула Кичмай называли абхазцев азами. По мнению К.Х. Меретукова, не исключено, что так называли абхазцев все шапсуги. Но Дж. Белл называл - вслед за черкесами, надо полагать - азами, точнее, азраями только «природных» абасгов (джигетов и убыхов). Об этом ясно свидетельствуют его дневниковые записи весны 1839 г. Здесь сообщения о поездке в край азраевII, об азраях в нижней части края, близ Сухума, об расположении азраев за Сухум-Кале16, о заметных отличиях языка азраев от языка адыгов или черкесов.
Источник
Свежие комментарии