Или просто Астрономический Новый год. Одной из наиболее значимых дат для наших предков был день весеннего равноденствия, когда солнце находится ровно в зените, ложится на западе, а встает прямо на востоке, древние люди понимали, что Земля перешла на новый рубеж. У многих народов с этим днем было связано немало традиций.
Раньше жизнь людей была тесно связана с природой и большинством природных явлений, потому знания о переменах в ней особенно ценились и накапливались. Согласно многим верованиям, в день равноденствия тьма и свет соревнуются между собой, и свет побеждает. Тьма, злые силы, холод и тяжелые времена уступают место трудовому, но счастливому времени, которого ждали и молились о его скором приходе...Или просто Астрономический Новый год. Одной из наиболее значимых дат для наших предков был день весеннего равноденствия, когда солнце находится ровно в зените, ложится на западе, а встает прямо на востоке, древние люди понимали, что Земля перешла на новый рубеж.
У многих народов с этим днем было связано немало традиций. Раньше жизнь людей была тесно связана с природой и большинством природных явлений, потому знания о переменах в ней особенно ценились и накапливались. Согласно многим верованиям, в день равноденствия тьма и свет соревнуются между собой, и свет побеждает. Тьма, злые силы, холод и тяжелые времена уступают место трудовому, но счастливому времени, которого ждали и молились о его скором приходе.
Не исключением являются и народы Северного Кавказа.
Так, например у черкесов в давние времена глашатай объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, приглашая всех собраться на следующий день, пока не взошло солнце. Люди развешивали две небольшие ветки самшита у входа в дом. Ровно в полночь, услышав удары лемеха, люди выходили из своих домов с факелами. В это же время с гор спускался старец в сопровождении молодой девушки: оба в белых одеяниях и с зажженными факелами в руках. Они шли к людям, неся в руках огонь как символ тепла, добра и света.
В этот день люди ходили друг к другу в гости, обмениваясь праздничной едой. Почетное место занимали старейшины. Им первыми подносили чашу с медовой брагой. А тем временем в котлах с кипящим маслом жарили круглые, как солнце, праздничные лепешки.
С глубокой древности чеченцы и ингуши приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия . Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом. Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.
Р. Магомедов пишет: «Солнечный праздник весеннего равноденствия существовал у всех дагестанских народов. В этот день в горах и на крышах домов разжигали костры, через которые перепрыгивали юноши».
У табасаранцев огненная феерия сопровождалась шествием по аулу мальчиков, которых обливали водой.
У лезгин праздник весеннего равноденствия назывался «наирш байрам» или «ярар». Последнее напоминает русское «ярило» и «ярый». В день весеннего равноденствия в лезгинских аулах тоже разводили ночью костры на крышах домов, плясали вокруг костров, бросали с крыш в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра!» Весело, с песнями и танцами, джигитовкой и стрельбой из ружей и пистолетов проводились лакские весенние праздники «хождение за подснежниками», «хождение за черемшой» (дарачуйн гьаву, самуйн гьаву).
Другие новости:
Ложная концепция "алано-осетинского" происхождения кавказского эпоса "Нарты".
Управление эмоциями: как взять злость и страх под контроль.
Свидания с иностранцами.
5 признаков женской красоты, привлекающих мужчин на уровне подсознания
Шепелеву нашли замену в шоу «На самом деле»
От чего следует отказаться в период беременности
Почему черкесам не разрешали торговать и что еще им было запрещенно?
Дефицита продовольственных товаров в Кабардино-Балкарии не предвидится
Источник
Свежие комментарии