Свежие комментарии

  • Alex Немо
    И не плохо бы автору для начала позаниматься русским языком. Ну так, просто чтобы стыдно не было за то что он постит.Черкесы во Второй...
  • Алексей Сафронов
    ...по страданиям о поражениям и потерям Чуркесов, ещё остались те, кто произошедшее в те времена с ними, хочет приотк...К 250-летию начал...
  • Алексей Сафронов
    Наверняка, это многословное словоблудие, отражает точку зрения адептов из остатков вымершего народа на северном Кавка...К 250-летию начал...

Бжедуги - народ абхазского происхождения

Первое письменное упоминание бжедугов сделал Эвлия Челеби (1611—1682) в 1640 году, во время его путешествия по Восточному Причерноморью. На четвертый день мы шли далее к западу и после двух переходов пришли к племени Боздук, которое числом 7,000 состоит под начальством бека. Мы застали в пристани десять судов из Константинополя и многих из числа наших друзей, к большому удовольствию нашему. Менгли-Герай вел 3,000 человек из Боздуков в поход астраханский, по окончании которого он им дал юрт в черкесских горах Обур, где они и остались. Это народ храбрый, говорящий по-абхазски и по-черкесски. Гора Обур отделяет абхазских Боздуков от черкесских; расстояние между ними составляет три перехода. Они крадут друг у друга детей и продают их. Ф. К. Брун (1804—1880), один из первых переводчиков трудов Эвлия Челеби, комментируя этот отрывок писал: Нынешние Бзедухи или Псадухи суть вероятно потомки переселенных Менгди-Гераем из прежних их жилищ за горы абхазских Боздухов нашего автора, превратившихся

Первое письменное упоминание бжедугов сделал Эвлия Челеби (1611—1682) в 1640 году, во время его путешествия по Восточному Причерноморью.

На четвертый день мы шли далее к западу и после двух переходов пришли к племени Боздук, которое числом 7,000 состоит под начальством бека.
Мы застали в пристани десять судов из Константинополя и многих из числа наших друзей, к большому удовольствию нашему. Менгли-Герай вел 3,000 человек из Боздуков в поход астраханский, по окончании которого он им дал юрт в черкесских горах Обур, где они и остались. Это народ храбрый, говорящий по-абхазски и по-черкесски. Гора Обур отделяет абхазских Боздуков от черкесских; расстояние между ними составляет три перехода. Они крадут друг у друга детей и продают их.

Ф. К. Брун (1804—1880), один из первых переводчиков трудов Эвлия Челеби, комментируя этот отрывок писал:

Нынешние Бзедухи или Псадухи суть вероятно потомки переселенных Менгди-Гераем из прежних их жилищ за горы абхазских Боздухов нашего автора, превратившихся в Черкесов, к которым по крайней мере все авторы относят Бзедухов, обитающих около Шахваги, притока Кубани. Абхазские же их собратья ныне уже не населяют более берега реки Субешис…

Выдающийся историк, этнолог, Л. И. Лавров (1909−1982) также не обошёл вниманием это место в трудах турецкого путешественника, и дал свой анализ:

«Так как о разделении бжедугов на абхазскую и черкесскую части Эвлия-Челеби говорит непосредственно после упоминания об их двуязычии, то это сообщение нельзя понимать в ином смысле, кроме как в том, что «абхазские» бжедуги говорили «по-абхазски», а бжедуги, переселившиеся в Черкесию, успели (частично?) усвоить черкесский язык. Таким образом, свидетельство Эвлия-Челеби окончательно убеждает в том, что бжедуги до своего выселения с побережья (т.е. до начала XVII в.) говорили на одном из диалектов абазинского языка.»

Примерно через сто лет после описаний Эвлия Челеби, в письме кабардинских князей астраханскому губернатору бжедуги фигурируют как абазинцы.

Письмо кабардинских владельцев Магомет-бека Коргокина и др. астраханскому губернатору И. О. Брылкину о их взаимоотношениях с закубанскими татарами и абазинцами и о султанах, живущих в Кабарде. ...4-е. После того спустя два года из наших подвластных людей кабардинцев шесть и кизлярских три, да андреевских, айсайских и протчих кумыцких татар несколько человек ездили в крымскую сторону для купечества и при возвращении их оттоль, напав на них послушные крыскому хану абазинские обыватели, бажадугского рода оных купцов всех без изъятия ограбили, причем ис кизлярских татар один Ажимурат да ис кумыцких купцов пять человек убиты до смерти, а бывшей при них товар оные бажадугцы себе взяли. Ис кабардинских купцов один именем Ахмет-хан убит до смерти ж, а пять человек его товарищи ранены и весь их товар, котораго было на пяти арбах, ими же, бажадугцами, пограблен...
Бжедуги - народ абхазского происхождения
Дорожная карта Российской империи, 1809 г. (фрагмент, сопредельные территории)
Бжедуги - народ абхазского происхождения
Vasilii Petrovich Piadyshev, Karta Kavkazskoi oblasti i Zemel Gorskikh narodov, 1829. (фрагмент)
[img]"[/img]
Генеральная карта части России, 1799 г. (фрагмерт, сопредельные территории) Дорожная карта Российской империи, 1809 г. (фрагмент, сопредельные территории)

Еще через 100 лет уже Л.Я. Люлье (1805 — 1862) в своих работах отметил, что бжедугов иногда называют абадзе.

Некоторые из племён черкесских, именующихся Адыге, оспаривают это наименование, хотя оно в прочем сделалось общим для всех Черкесов. Настоящими Адыгами признают: Кабардинцев, Бесленеевцев, Темиргойцев, Хатукайцев и Хегайков; другие-же племена, управляемые также феодально, как-то: Бзедугов, Мохошевцев и Жанеевцев называют иногда Абадзе. Я старался узнать причину такого различия, но не мог получить удовлетворительного объяснения. Разве это приписать тому, что первые из пояснённых племён, по-видимому, на южном скате гор никогда не жили, тогда как последние занимали некогда различные пункты морского прибрежья.

О происхождении бжедугов мы находим дополнительные предания, записанные в труде А.Н. Дьячкова-Тарасова, «Абадзехи».

... "По местным преданиям,писанным мною со слов известного всем в Кубанской области бжедухского князя Кемгуя Ахеджагова, преклонных лет старца, живущего на покое в Бжедуг-хабле, племя бжедухов, абхазского происхождения, перешло на северный склон под предводительством князя Хамысша; а раньше оно обитало в ущельях бассейна реки Бзыби (Р. Бзыбь впадает в Черное море близ Пицунды). Поселилось оно в долине верхнего течения р. Белой, построило большой аул, названный в честь князя — Хамысши (русские переделали в Хамышки; когда то здесь было русское укрепление, ныне небольшое селение).

Таким образом, несвязанные между собой источники однозначно указывают на абазское происхождение бжедугов.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #абадзехи #шапсуги #бжедуги

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх