[i]Сейчас в моду вновь входит вегетарианство и прочие виды гонений на мясо. Многие вообще считают, что человечество столь агрессивно по причине того, что мясо кушает. Мол, если бы люди отказались от мяса они бы стали и терпимее друг к другу, и гуманнее, и здоровее вдобавок...
Сейчас в моду вновь входит вегетарианство и прочие виды гонений на мясо. Многие вообще считают, что человечество столь агрессивно по причине того, что мясо кушает. Мол, если бы люди отказались от мяса они бы стали и терпимее друг к другу, и гуманнее, и здоровее вдобавок.
Все это чистой воды фантазия, и ошибочность оных подтверждает опыт Японии, которая в свое время провела уникальный «эксперимент» над собой, отказавшись от мяса более чем на тысячу лет.
Разумеется, никаких экспериментальных целей перед собой японцы не ставили. Просто у них изменилась идеология. Покуда на островах господствовало исконное японское язычество, известное миру как синтоизм, их обитатели трескали мясо за обе щеки и горя не знали.
Однако со временем на островах стало тесно, и встал вопрос, как наиболее эффективно использовать скудные японские земли в интересах развития сельского хозяйства.
Стало ясно, что выращивание риса приносит больше выгоды чем выращивание скота. Поэтому животноводство стало потихоньку вытесняться растениеводством.
Но, помимо этого, еще существовала дичь, которую японцы активно поедали. На самом деле смещение акцента на выращивание риса не столько вытеснило мясную пищу из рациона, сколько несколько повысило ее цену.
Но в VI в. н. э. в Японию пришел буддизм со своими гуманистическими идеями. Идея реинкарнации приобрела специфический вид.
Поскольку человек мог перевоплотиться в животное, то поедание других млекопитающих, в которых реинкарнироваться было вероятнее всего, было объявлено негуманным. Люди стали задумываться над тем, а не едят ли они сейчас своего дедушку? Некрасиво как-то получалось.
Синтоисты продолжали есть как и прежде, но со временем и они стали подвергаться влиянию буддизма. Однако хуже всего было то, что буддистами стали сами императоры.
Уже во второй половине VII в. н. э. власти издали указ, запрещавший есть мясо (включая мясо птицы и собак) в период сельскохозяйственных работ. А через некоторое время срок стал увеличиваться до тех пор, пока не растянулся на весь год.
Отчасти это простимулировало употребление большего числа морепродуктов, но, по мнению современных японских исследователей национальных кулинарных традиций, преобладала все равно растительная пища, и ни рыба, ни моллюски не могли компенсировать отсутствие молока и мяса.
К слову, от молока японцы тоже отказались, поскольку считалось, что пить его – все равно что пить кровь все того же дедушки.
Стало ли здоровье от такой диеты хоть немного лучше, история умалчивает. Судя по результатам работ антропологов, в период вегетарианства японцы стали просто намного мельче и только.
Собственно японцы и сегодня не считаются нацией гигантов (борцы сумо – не в счет!), но средний рост в 172 см можно считать вполне нормальным. Для сравнения средний китаец сейчас – в достаточно благополучные и сытые времена – имеет рост около 165 см.
Но в средние века японцы были столь мелкими, что китайцы называли их «карлики с островов». И это при том то рост тогдашнего китайца был совсем маленьким – намного меньше 160 см.
Так что можно сказать, что японцы той поры были, наверное, самым низкорослым народом мира, за исключением разве что пигмеев.
В этом можно убедиться, если посмотреть на их фотографии конца XIX – начала ХХ века. На них можно увидеть каких-то детей с мечами и почему-то взрослыми лицами. Телосложение японцев тоже было, мягко говоря, паршивеньким.
Неудивительно, что когда в Японию пожаловали первые португальские миссионеры, то японцам они показались гигантами, хотя в Европе португальцы были одними из самых приземистых. Телосложение миссионеров тоже было признано мощным.
Вероятно, некоторый успех проповеди христианства, а также сам пример миссионеров, охотно поедавших говядину, оказал на японский ум некоторое воздействие. Наверняка сказалось и то, что португальцы, нарушавшие буддийский запрет, чувствовали себя неплохо, да еще и смотрелись богатырями.
Поначалу японцы даже не могли поверить в то, что на родине португальцев и в самом деле люди едят мясо столь полезных в сельском хозяйстве быков и коров. Но со временем некоторый интерес к говядине прижился, хотя и не слишком.
Тогда же сформировались основы некоторых «классических» японских мясных блюд. Вообще почти вся японская мясная классика имеет в лучшем случае португальское происхождение, а то и вовсе вошла в японскую жизнь лишь несколько десятилетий назад.
Стоит отметить, что до того мясо все же иногда попадало на стол японцев. Но в основном это было «лекарство», которое могли иногда употреблять даже буддийские монахи. Нередко такие лекарства в виде свинины, говядины и молока совершенно открыто посылались императору.
Регулярно лечилась» и знать. Но в целом это погоды не делало. Употребление в пищу морских млекопитающих, которых японцы считали рыбой, тоже нехватку мясной пищи не компенсировало.
В такой печальной ситуации легче всего было не слишком религиозным японцам или тем, кто чтил обломки давней синтоистской традиции, лояльно относящейся к мясу.
Дело в том, что запреты на поедание мяса обычно привязывались к буддизму и посещению храма. Так, съевший мясо, прежде чем посетить храм, должен был сначала каяться в течение 60–150 дней, в зависимости от того, мясо какого животного подкрепило его силы.
Но и в случае, если японец пренебрегал посещением храма и отваживался съесть мясо (которое нужно было еще достать), он готовил его во дворе на костре, чтобы не осквернить жилище. Да и на домашние алтари он после этого прямо смотреть не отваживался.
Истинный перелом случился при императоре Мэйдзи, который во второй половине XIX века предпринял прозападные реформы, решив как можно быстрее перенять лучшие европейские разработки.
Все западное вошло в моду, европейские привычки копировались порой совершенно бездумно и стало поощряться развитие мясной и молочной промышленности. Через 4 года после восшествия на престол император даже встретил Новый Год поедая мясную пищу.
На японцев это оказало сильное впечатление, но чего-то не хватало. Тогда Божественный микадо решил сделать то, что сделал его далекий предшественник, запретивший мясо в VII веке. Император приказал переходить японцам на ранее запрещенную пищу.
Однако конкретики в таких указах было мало, сколь долгим должен был быть такой переход – не указывалось. Традиция оказалась слишком сильной, а разъяренные буддийские монахи даже как-то попытались ворваться в императорский дворец, чтобы в принудительном порядке наставить микадушку на путь истинный.
В результате был издан новый указ, в котором прямо говорилось о полезности наиболее запретной говядины и о том, что приверженность старым обычаям противоречит воле Императора.
Такой разговор японцы сразу поняли, ибо собственную волю им веками с успехом заменяла воля правителя. В страну начали проникать мясные блюда из соседних стран, а со временем расплодились и рестораны европейского типа.
Тогда же японская кухня обогатилась множеством «традиционных» мясных блюд. В итоге ко Второй мировой войне средний японец уже подрос до 155 см, а к настоящему времени, когда японцы стали употреблять столько же мяса, сколько и морепродуктов, они прибавили еще 17 см роста.
И продолжительность жизни от этого у них не уменьшилась, стабильно оставаясь наибольшей в мире. Как не ухудшился и уровень здоровья.
Впрочем, последнее, скорее, является результатом того, что эта нация еще не так разжирела, как европейцы и американцы (хотя и двигается в этом направлении) и имеет одну их лучших в мире систем здравоохранения.
Источник
Свежие комментарии