На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Экспедиции на древнюю землю шапсугов в разные годы

Этнология как историческая наука использует все виды исторических источников, по­ставляя другим отраслям исторического знания собственный специфический материал...

Экспедиции на древнюю землю шапсугов в разные годы

Этнология как историческая наука использует все виды исторических источников, по­ставляя другим отраслям исторического знания собственный специфический материал.

Непосредственно этнографическими источниками являются всевозможные сведения о культуре народа, в том числе повседневной, бытовой, а также производственной, соционорма- тивной, о его обычаях, традициях, их обрядовом и ином проявлении и т. п. Собираются такие сведения непосредственно путем опроса представителей данного народа или наблюдения за ними в ходе этнографических экспедиций и так наз. «включенного наблюдения» (метод, вос­ходящий к подвижничеству Н.Н. Миклухо-Маклая и Б. Малиновского).

Автором использованы прежде всего собственные материалы [ПМА], полученные в ходе личных экспедиций августа 1997 г. в Лазаревский и августа—сентября 1998 г. в Лазаревский

и Туапсинский районы: поселки и аулы Лазаревское, Хаджико, Лыготх, Калеж (I—III Крас­ноалександровские), Тхагапш (быв. Кирова, он же Божьи Воды), Большой Кичмай, Малый Кичмай, Шхафит, Ахинтам, Головинка Лазаревского района6, Агуй-Шапсуг (быв. Карповка), Большое Псеушхо, Малое Псеушхо, Ципка Туапсинского района. Метод опроса - интервью, использовалось также наблюдение (автор жил последовательно в пос. Лазаревское, аулах Большой Кичмай и Калеж, хотя и непродолжительное время, поэтому говорить о полноценном «включенном наблюдении», к сожалению, не приходится).

Способность информанта дать нужные сведения определялась не столько его возрастом, сколько личной заинтересованностью в соответствующем материале, и, как следствие - осве­домленностью. Связано это с тем, что в XX в. «чрезмерно» тщательное следование старинным традициям не приветствовалось, многое было попросту утрачено, и в настоящее время возро­ждается (чтобы не сказать - реконструируется) усилиями краеведов - именно они и становятся главными поставщиками информации и в ходе опроса, и в ходе наблюдения.

Этнографический материал (не только по адыгам) почерпнут также из результатов экс­педиции 1996 г преподавателя Института естественных специальностей А.П. Попова (г. Крас­нодар) в Восточную Анатолию (Республика Турция) [ПМП], а также опубликованный в рабо­тах отечественных этнографов и историков XIX—XXI вв. (Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Н. Асанова, Б.Х. Бгажнокова, В.К. Гарданова, Е.Н. Даниловой, Н.Ф. Дубровина, Ш.Д. Инал-Ипа, И.В. Кузне­цова, Л.И. Лаврова, Л.Я. Лурье, И.Ф. Леонтовича, М.А. Меретукова, С.А. Надюкова, А.И. Перши- ца, М.В. Покровского, Я.С. Смирновой, И.Х. Тхамоковой, Г.К. Чемсо, Р.Г. Читашевой и мн. др.).

К этнографическим источникам примыкают фольклорные и близкие им легендарные материалы. Легендарная традиция является вариантом бесписьменной фиксации основных событий в истории народа, передавая скорее восприятие этих событий народной памятью нежели их воспроизведение. С этой точки зрения интересны большинство этногенетических легенд, в том числе на Северо-Западном Кавказе, что представляют собой патронимические родословные, т. е. их сюжет заключается в генеалогии князей, предводителей или другого рода персонажей - патронимов (эпонимов, этнархов), имена которых становятся названиями пле­мен. «Нельзя не придавать весьма важного значения в деле истории так называемым живым источникам. Они ложатся первым камнем в основании истории всякого народа. Письменные памятники, как создание позднейшей эпохи, обнимают собою сравнительно, небольшое про­странство времени и не полны без них. Тем не менее, пользоваться ими нужно с большою осторожностью. Необходимо сверить тщательно бесчисленные варианты одного и того же исторического предания, существующие в народе, и выбирать из них то существенное, в чем все они согласны» [Каламбий 1988: 238].

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх