Свежие комментарии

  • Alex Немо
    И не плохо бы автору для начала позаниматься русским языком. Ну так, просто чтобы стыдно не было за то что он постит.Черкесы во Второй...
  • Алексей Сафронов
    ...по страданиям о поражениям и потерям Чуркесов, ещё остались те, кто произошедшее в те времена с ними, хочет приотк...К 250-летию начал...
  • Алексей Сафронов
    Наверняка, это многословное словоблудие, отражает точку зрения адептов из остатков вымершего народа на северном Кавка...К 250-летию начал...

О отношении черкесов к деревьям

Дуб выбирался священным деревом оттого,- по-видимому, что, он занимал в лесных массивах Шапсугии основное место и, во-вторых, отличался долголетием и размерами, а также крепостью он, естественно, вызывал особое к себе отношение. К этому следует добавить и немаловажный факт, что дуб гораздо чаще подвергался, нежели другие породы деревьев, удару молнии, что по представлению адыгов, было «божественным предзнаменованием». Характерной чертой культовых представлений адыгов была вера в добрые и злые деревья. Счастье приносящими считались все плодовые деревья, которые запрещалось вырубать. «Добрыми» или «счастье приносящими». Признавались также бзииху (липа), к1ей (ясень), жыгей (дуб), хьэмк1ут1ей (боярышник). У адыгов было поверье, что боярышник обладает магической силой прогонять нечистую силу, предохранять людей и животных от порчи и наговоров. В этом плане интересен рассказ К. К. Жилиханова: «Из деревьев нельзя вырубать особенно тутовник. После него нельзя сваливать (вырубать) грушевые (де

О отношении черкесов к деревьям
О отношении черкесов к деревьям

Дуб выбирался священным деревом оттого,- по-видимому, что, он занимал в лесных массивах Шапсугии основное место и, во-вторых, отличался долголетием и размерами, а также крепостью он, естественно, вызывал особое к себе отношение.

К этому следует добавить и немаловажный факт, что дуб гораздо чаще подвергался, нежели другие породы деревьев, удару молнии, что по представлению адыгов, было «божественным предзнаменованием».
Характерной чертой культовых представлений адыгов была вера в добрые и злые деревья. Счастье приносящими считались все плодовые деревья, которые запрещалось вырубать. «Добрыми» или «счастье приносящими». Признавались также бзииху (липа), к1ей (ясень), жыгей (дуб), хьэмк1ут1ей (боярышник). У адыгов было поверье, что боярышник обладает магической силой прогонять нечистую силу, предохранять людей и животных от порчи и наговоров. В этом плане интересен рассказ К. К. Жилиханова:
«Из деревьев нельзя вырубать особенно тутовник. После него нельзя сваливать (вырубать) грушевые (деревья); Третьими — все плодоносящие (деревья) нельзя сваливать.
Вот что я слыхал от (рассказа) стариков».
Кустами боярышника адыги ограждали свои усадьбы. К этому необходимо добавить, что палки, посохи, ярлыги также, делались преимущественно из той же породы. Из боярышника же адыги делали пхъэщку—навязь, деревянное кольцеобразное орудие для завязывания всяких узлов; из веревки во время стогования и перевозки с полей домой скирд, соломы и сена. Выбор боярышника как материала, из которого делали названные предметы, не случаен: он и здесь играл роль оберега от сглаза и всякой напасти на урожай.
Не только растительный мир охранялся пхъэщку, но и Животный, особенно крупный рогатый скот.
А чтобы уберечь молодняк от «дурного глаза» и болезней, адыги из этого же боярышника, но обязательно не перенесенного через речку, делали тот же пхъэщку — навязь, и ими обвешивался щ1эжьей — молодняк.
Адыги привязывали пхъэщку к колыбели младенца как предохранительное средство от всяких болезней и сглаза. Пхъэщку привязывался на левой стороне колыбели, так как, по представлениям адыгов, нечистая сила всегда садится на левую сторону: на левую сторону порога, на левую половину угла, левое плечо и т. д.

Сказитель Кайтуко Каздохов (86 лет) рассказывает:
«Адыги по-разному почитали деревья. Есть добрые деревья. Есть и злые. Никак нельзя вырубать дуб. Вырубишь—знай: несдобровать. Все деревья, которые плодоносят, запрещалось вырубать, старики очень ругались».

У адыгов существовал стойкое поверье что за нарушение традиционных правил сохранения растительного мира последует неминуемая кара. Так, считалось что виновнику вырубки деревьев не сдобровать в жизни, что «не. сбудутся в пути его желания».
Мотив наказания за подобный поступок прослеживается в одном сказании.
«Один ленивый мужчина сжег зимою свой сад, оставив, только одно кизиловое дерево. Ленивый мужчина взял топор, пошел к кизиловому дереву. Он долго рассматривал дерево, много вспоминал, и самого, и раньше родившихся родичей, и его, ленивца, детей, как красными красивыми плодами потчевали (вспомнил). Но он признал, что дерево очень состарилось и многие его сучья высохли, и решил срубить и его на топку. Так решив, он размахнулся и наточенным топором ударил по дереву, сделав метку. Говорят, с того самого места, где он сделал надруб, потекли слезы и кровь, а у мужчины отсохла рука».
Как говорилось выше, в представлениях адыгов наряду с добрыми существовали деревья злые, вредоносные, несчастливые. Адыги, например, избегали сажать вблизи дома ореховое дерево. (Большое ореховое дерево около дома сажать — Для мужчины нехорошо, говорили).
В адыгском своде «недобрых» деревьев их перечисление идет в таком порядке: зей (КИЗИЛ), блашэ (клен), шэдыгъу (дикая черешня), чац1ыпей (бересклет европейский), но ничего не говорится об ореховом дереве в отрицительном смысле, как это делалась, например, по отношению к кизиловым деревьям, о которых адыги прямо утверждали: зей жыг лъэпкъыр уэгъурсызщ (кизил — порода несчастливая;
хьеуаным зейк1э уемыуэ жа1эрт (скотину не бей кизилом, говорили), кровь будет проступать.
На все эти породы накладывается строжайший запрет использовать их при строительстве домов, хлева, конюшни и других приусадебных объектов или пристроек.
Интересно также, что и щиху (тополь) относится к непочитаемым адыгами деревьям. У адыгов есть даже пословица: щихур к1ыхь дыдэу док1ей, ауэ къыпык1эркъым (и тополь высоко растет, а плода не дает). Подтекст этой пословицы ясен, имея в виду человека. А дзэл (вербу) в шутку называют «жыг делэ» (дурное дерево).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх