Жилище в культуре жизнеобеспечения любого народа выступает как механизм адаптации к окружающей природной среде. Главное его назначение – защита человека от неблагоприятных факторов внешней среды и создание оптимальных условий для его жизнедеятельности. Большое значение жилищные условия имеют для сохранения здоровья человека и его работоспособности.
Рассматривая особенности жилищно-поселенческого комплекса адыгов, М.Н. Губжоков обращает внимание на то, что поселения и жилища адыгов Северо-Западного Кавказа в прошедшие эпохи демонстрировали значительное разнообразие форм, определявшееся особенностями рельефа, политической ситуацией в регионе, а также социальным устройством и хозяйственными занятиями местного населения [1: 363].Жилище в культуре жизнеобеспечения любого народа выступает как механизм адаптации к окружающей природной среде. Главное его назначение – защита человека от неблагоприятных факторов внешней среды и создание оптимальных условий для его жизнедеятельности. Большое значение жилищные условия имеют для сохранения здоровья человека и его работоспособности.Рассматривая особенности жилищно-поселенческого комплекса адыгов, М.Н. Губжоков обращает внимание на то, что поселения и жилища адыгов Северо-Западного Кавказа в прошедшие эпохи демонстрировали значительное разнообразие форм, определявшееся особенностями рельефа, политической ситуацией в регионе, а также социальным устройством и хозяйственными занятиями местного населения [1: 363].
Реконструированная А. Миллером старинная адыгская усадьба состояла из трех отдельных дворов: чистый (или жилой), на котором находились жилище и подсобные хозяйственные постройки, стоявшие изолированно от дома; скотный и хозяйственный дворы. Такая пространственная организация дворовой территории с гигиенической точки зрения имела большое значение. Адыги считали неприемлемым содержание в одном помещении людей и животных [2]. Необходимо отметить, что в чистом, жилом дворе жилище помещали в середине двора, оставляя перед домом площадку достаточно большого размера называемую – «пчIэIуп», где проводились все жизненно важные семейные обряды (свадьбы, похороны). По замечанию А. Миллера, «помещение жилища в середине двора следует считать стойкой особенностью, которая не утрачивается с заменой других форм и как бы ни были сделаны, например, отдельные постройки в усадьбе, как бы сильно ни сказалось русское влияние на всем, никогда, однако, черкесское жилище не будет поставлено фасадом к дороге и у края ограды» [3: 20]. Большое внимание уделялось содержанию «пчIэIуп» в чистоте. Как сообщила информант, свекровь учила её, что уборку рано утром надо начинать с «пчIэIуп», объясняя это тем, «что если кто-то рано утром придет к тебе по делу, то может решить его, даже не зайдя в дом, поэтому твой двор с раннего утра должен быть чист» [4].
В материалах медико-санитарного обследования Шапсугии, проведенного Черноморским окружным Здравотделом в 1927 году, отмечалась чистота дворов адыгов по сравнению с дворами русских и армян, а также наличие у адыгов специализированных помещений для скота и птицы. В отчете также указывалось, что в домах адыгов проживают только кошки, для всей остальной живности имеются отдельные помещения. Имеются также отдельно туалеты для мужчин и женщин. Не выдерживает, конечно, гигиенических норм глиняный пол, однако он содержался в чистоте, и, чтобы меньше пылился, его еженедельно смазывали свежей глиной. А комнаты хотя бы два раза в год выбеливались [5].
Традиционное адыгское жилище представляло собой прямоугольное в плане многокамерное сооружение с двумя изолированными входами. Количество комнат зависело от половозрастного состава семьи. Однокамерными являлись только «хьакIэщ» и дома женатых сыновей. Основным строительным материалом для жилища (как, впрочем, и для всех сооружений усадьбы) являлся турлук – плетень, обмазанный глиной с добавлением половы или мелкорубленой соломы. Четырехскатная крыша жилища покрывалась камышом, соломой или осокой. Для защиты от дождевой влаги и летнего зноя по всему периметру (или только по фасаду) дома устраивался навес, опиравшийся на деревянные колонны [6: 365]. Дом строился без фундамента с глинобитными полами. Дверные и оконные проемы в турлучном жилище делали самой простейшей формы. Ни рам, ни тем более стекол в окнах до самого конца XIX в. не было.
У богатых окна закрывали иногда бычьим пузырем, а менее состоятельные попросту затыкали их тряпьем и пучками соломы. На ночь окна закрывали деревянными ставнями и так же, как и дверь, забивали специальными клиньями. Потолок представлял собой плетеные конструкции, промазанные глиной [7]. Для отопления и приготовления пищи в адыгском жилище устраивался очаг каминного типа (джэныкъу) с надочажной трубой – дымарем (онджэкъ), сооружавшимся из турлука.
Надо полагать, что выбор строительного материала и конструкционных особенностей зачастую зависели от материальных возможностей и социального статуса семьи, в тоже время обуславливались и ограничивались природными условиями местности. Среди активно используемых материалов были, прежде всего, глина, известь, камыш, лес, камень.
Глина, которая являлась основным строительным материалом для возведения турлучного дома, представляет собой залегающее на небольшой глубине минеральное сырьё, широко распространенное в природе. В зависимости от содержащихся в глине минералов (кремний, железо, магний, кальций), её цвет и свойства могли варьировать. Высокая концентрация минералов в глине способствовала созданию среды, препятствующей размножению микроорганизмов, что является весьма важной гигиенической характеристикой. Кроме того, глины обладают пластичностью, огнеупорностью, низкой теплопроводностью. Претензии гигиенического характера можно предъявить более к конструкционным особенностям дома, чем к самому материалу. Однорядное турлучное плетение недостаточно сохраняло тепло, хотя у более зажиточных хозяев были двухрядные стены с засыпкой землей внутри. Большие претензии были к отсутствию фундамента и глиняному полу, с чем нельзя не согласиться.
Вместе с тем необходимо отметить, что большое внимание адыги уделяли выбору места постройки дома. По информации Кобычева: «Существовало множество способов проверки пригодности почвы, в которых рациональные методы переплетались с суевериями и предрассудками. Адыгейцы и черкесы, к примеру, различали «счастливое» и «несчастливое» место («мафэ», «мыгъо»). Если в доме часто умирали, считали, что в этом повинна почва (сырая, с вредными испарениями), и дом переносили на другое место. Перед постройкой дома в землю закапывали сырое яйцо. Через трое суток яйцо вынимали, аккуратно разбивали и смотрели, насколько уменьшилось (усохло) его содержимое. Если яйцо «усыхало», подыскивали другой участок. Кабардинцы перед постройкой дома выкапывали в почве небольшую ямку, а затем снова засыпали её; если выкопанная земля полностью заполняла прежний объем, участок считался пригодным» [8: 80]. Пол сначала покрывали толстым слоем в 20-30 см глиняной массы (как для стен), затем несколькими слоями – чистым густым глиняным раствором. Содержался он в чистоте, в течение дня сбрызгивался водой и подметался, а по мере истирания, летом чаще, зимой реже, покрытие освежалось смазыванием его сметанообразной глиняной взвесью.
Нельзя не выделить высокие гигиенические свойства камышовой крыши, прежде всего – экологичность, долговечность; низкую теплопроводность, способствовавшую поддержанию оптимальной температуры в помещениях, сохравшую в зимнее время тепло, летом – прохладу. Камышовая крыша, выполненная в строгом соответствии с технологией, хорошо справлялась с негативными явлениями окружающей среды (ветер, ливень, мороз, жара). Сегодня камышовая кровля по своим гигиеническим характеристикам занимает ведущее место среди кровельных покрытий [9].
Рассматривая санитарно-гигиенические характеристики традиционного турлучного жилища, необходимо отметить ряд неудовлетворительных показателей, таких как отопление, которое требовало огромного количества топлива и имело низкий коэффициент полезного действия, не способного обеспечить теплом помещение, плохое освещение, глинобитные полы. Описывая жилища адыгов, Хан-Гирей обращал внимание именно на эти недостатки: «Невзирая на простоту способа построения, черкесы живут чисто и опрятнее прочих горских народов Кавказа. Удивительно, что черкесы, пользуясь всеми удобствами своей земли, не строят домов, если не красивых, то по крайней мере теплых и спокойных: они сами же чувствуют неудобства своих жилищ, в особенности зимою, и я слышал неоднократно рассуждения их старцев относительно этого предмета» [10: 200].
Однако уже со второй половины XIX в. в строительстве домов у адыгов происходят значительные изменения, сопровождающиеся широким внедрением новых материалов и технологий. Теперь дома возводят на фундаменте и каркасной основе. Разнообразнее становится строительный материал: чаще это комбинированные варианты – с одной стороны, обожжённый и саманный кирпич, а с другой – саманный кирпич, турлук, дерево, камень. Печи стали вытеснять камин – цилиндрические голландки и обитые железом «утермановские», а также так называемые «буржуйки». А уже с середины XX в. происходит окончательное вытеснение турлука как строительного материала и его замена саманным, а затем и обожжённым кирпичом [11: 128]. Все эти строительные новшества послужили значительному улучшению гигиенических характеристик адыгского дома.
Тем не менее, невзирая на простоту конструкции и строительного материала, жилище адыгов отличалось поразительной чистотой. Как отмечал Ян Потоцкий, «в своих жилищах, в одежде и в способах приготовления пищи у них царит величайшая чистота» [12: 267]. Одна из характерных черт адыгского быта, отмечает С. Хотко – чистота, «тема чистоты практически неизменно звучит в записках европейских путешественников». Автор приводит свидетельства, подтверждающие данный тезис, принадлежащие де ла Мотрэ, А.О. Махвич-Мацкевичу, Палласу и другим [13: 84]. Так, описывая свой первый ночлег в черкесской семье, де ла Мотрэ писал: «Постель состояла из различных бараньих шкур, сшитых вместе и разложенных на земле одна над другой; одни из них служили матрацами, а другие — покрывалами. Подушка была из хлопчатобумажного полотна, набитая шерстью, с небольшим квадратным куском белого полотна, нашитого сверху в том месте, куда я должен был положить голову. Я спал хорошо и едва успел встать, как постель уже разобрали и шкуры развесили на нечто вроде палисадника у красильщиков. Эта чистота и общая практика черкесов ежедневно проветривать свои кровати такова, что после их вставания не видно ни одной разостланной постели» [14: 133].
Постель – место, где человек проводит треть жизни, кроме того, это интимное место, поэтому в неё не должны заглядывать посторонние. Она должна своевременно убираться и непременно быть комфортной и чистой. Женщину, запаздывавшую с приведением в порядок постели, могли упрекнуть в нерадивости. О такой говорили: «ащ щэджагъо нэс ипIэ зэIуихыжьрэп» (адыг. «она до обеда не убирает постель»). К традициям поддержания чистоты постельных принадлежностей следует отнести мытьё и чесание шерсти, забиваемой в матрацы, пера для подушек, постоянное проветривание, выкладывание на летний солнцепек. Умение содержать дом в чистоте и убранстве – важнейшее достоинство адыгской женщины, выражавшееся в таких эпитетах как «IэпкIэ-лъапкI» – аккуратная, опрятная, «къэбзэ-лъабз» – чистоплотная, «хъупхъэ» – прилежная, проворная, старательная. Традиции гостеприимства обязывали хозяйку адыгского дома быть готовой к приему гостей в любое время суток. Поэтому она старалась делать всё с такой аккуратностью, что оставалось ощущение только что убранного дома. Особое внимание уделялось помещению для приема гостей (хьакIэщ), которое убиралась особо тщательно и украшалось всем самым лучшим, что было у хозяина. Гостиная имела свое отдельное хозяйство: постель, кровать, скамейки, шкуру, коврик, кумган, таз, веник и т.д. Двери гостиной всегда были открыты.
«Несмотря на то, что женщина приглашалась в хачеш обычно только для ритуализованного приветствия или выражения благодарности, эффективное функционирование, достойное поддержание самого института во многом зависело от женщины – супруги хозяина, от навыков и умений, привитых ей в родительском доме», – отмечает в своей работе М.М. Паштова и здесь же цитирует Хан-Гирея: «Пища и питье, приготовляемые для ее мужа и гостей, должны быть ей известны; равномерно она наблюдает за чистотой. Заметим здесь для любопытства, что когда все кушанья готовы уже на столах к отнесению в гостиный дом, то хозяйке в высшем классе дают о том знать, и она идет в кухню осматривать чистоту и порядок, а потом снова возвращается в свое отделение. По окончании обеда или ужина ей обыкновенно сказывают, был ли доволен ее супруг и гости. Заметить должно, что это всегда делают близкие домашние. Девицы, будучи ежедневными свидетельницами исполнения обязанностей своих матерей, приучаются к тяжким обязанностям, сопряженным с званием жены черкеса» [15].
Таким образом, рассмотренные гигиенические характеристики адыгского дома дают основание заключить, что, несмотря на несоответствие ряда конструкционных особенностей дома указанным требованиям, они компенсировались рациональной организацией жилищного пространства, содержанием его в чистоте и созданием уюта.
Литература:
1. Губжоков М.Н. Культура адыгов // История Адыгеи с древнейших времен до 1920 года. – Майкоп, 2009. – 452 с.
2. Миллер А. Черкесские постройки. Материалы по этнографии России. Санкт-Петербург, 1914. Том II.
3. Там же. – С. 20.
4. Полевой материал. Собран автором в а. Шовгеновск 2000 г.
5. Шапсугия. Медико-санитарное обследование. Под ред. Муравьева. – Ростов-на-Дону, 1927. – 37с.
6. Губжоков М.Н. Указ соч.
7. Кобычев В.П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. – М.: «Наука», 1982. – 199 с.
8. Там же. – С. 80.
9. Крыша из камыша. Интернет ресурс. Режим доступа: http://kamyshovaya-krysha.ru/informacziya/krysha-iz-kamysha....
10. Султан Хан-Гирей: Избранные труды и документы. Составление, подготовка текстов, научное редактирование, комментарии М.Н. Губжокова. – Майкоп: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2009.
11. Кобычев В.П. Указ соч.
12. Потоцкий Я. Путешествие в астраханские и кавказские степи. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. – 1978.
13. Хотко С. Цивилизация Кабарды. – Санкт-Петербург, 2008. – 540 с.
14. Мотрэ А. Путешествие в Европу, Азию и Африку // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. – 1978.
15. Паштова М. Черкесский гостиный дом: опыт исследования универсальных и локальных культурно-исторических форм // Вестник КБИГИ. 2014. – №4. – С. 31-32.
Вестник науки АРИГИ №14 (38) с. 167-171.
8512345
Опубликовал admin, 8-07-2018, 15:23. П
Свежие комментарии