В.А. Гулевич критикует сирийских черкесов в их стремлении поселиться именно на исторической родине, мотивируя это тем, что «...десятки тысяч черкесов проживают по всей России... и чувствуют себя вполне комфортно». Однако перечисленные автором опасения и прогнозы противоречат позитивному опыту адаптации черкесов-репатриантов, поселившихся в Республике Адыгея, КабардиноБалкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике в конце XX - начале XXI в.
, в связи с чем необходимо привести результаты научных исследований по данной проблеме. Прежде всего следует отметить, что указанные республики являются дотационными лишь официально. В действительности же подавляющее большинство жителей этих республик обеспечивают себя самостоятельно. Также автор завышает численность черкесов и чеченцев в САР. По данным Черкесского благотворительного общества Сирии, к концу XX в. численность черкесов (адыгов) в этой стране составляла приблизительно 100 тыс. человек. Численность других северокавказских народоВ.А. Гулевич критикует сирийских черкесов в их стремлении поселиться именно на исторической родине, мотивируя это тем, что «...десятки тысяч черкесов проживают по всей России... и чувствуют себя вполне комфортно».
Однако перечисленные автором опасения и прогнозы противоречат позитивному опыту адаптации черкесов-репатриантов, поселившихся в Республике Адыгея, КабардиноБалкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике в конце XX - начале XXI в., в связи с чем необходимо привести результаты научных исследований по данной проблеме. Прежде всего следует отметить, что указанные республики являются дотационными лишь официально. В действительности же подавляющее большинство жителей этих республик обеспечивают себя самостоятельно. Также автор завышает численность черкесов и чеченцев в САР. По данным Черкесского благотворительного общества Сирии, к концу XX в. численность черкесов (адыгов) в этой стране составляла приблизительно 100 тыс. человек. Численность других северокавказских народов (чеченцев, дагестанцев, балкарцев, осетин, абхазов) в Сирии составляла около 8 тыс. чел. К тому же о своем желании возвратиться на историческую родину заявляют не все сирийские северокавказцы, а 30-40 % из них.
В 2011 г. в КБР и РА было проведено анкетирование среди черкесов-репатриантов (из Сирии, Иордании, Турции, Сербии и др.) с целью выявления наиболее актуальных проблем, возникающих у них в процессе адаптации. В анкетировании приняли участие по 100 респондентов в двух республиках, что составляло приблизительно 10% от общей численности репатриантов. Относительно своего рода деятельности респонденты указали: в КБР - 27% - предприниматели, 27% - рабочие, 9% - специалисты - сотрудники государственных учреждений (врачи, инженеры, юристы и др.), 5% - пенсионеры, 10% -безработные, 13% - домохозяйки, 9% - студенты; в РА - 33% - предприниматели, 23% -рабочие, 6% - специалисты - сотрудники государственных учреждений (врачи, инженеры, юристы и др.), 3% - фермеры, 9% - пенсионеры, 7% - безработные, 12% - домохозяйки, 7% - студенты. Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте работающих среди респондентов - 63% в КБР, 65% в РА. Преобладающая часть черкесов-репатриантов устраиваются на работу в сферах торговли и обслуживания, промышленности (легкой) и строительства.
Результаты исследования также показали, что репатрианты-предприниматели открыли в КБР, РА и ряде других регионов РФ разные фирмы, на которых создали свыше 2,5 тыс. рабочих мест, что является значительным вкладом в экономику Кабардино-Балкарии и Адыгеи, а, следовательно, в экономику России. Приведенные данные свидетельствуют о том, что репатрианты-черкесы не стали обременительными для местного и федерального бюджетов.
Свежие комментарии