На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Евгения Налоева. Изломы судьбы

Евгения Джамурзовна Налоева, согласно официальным документам, родилась 24 декабря 1920 г. в с. Старый Урух Урванского района КБАССР в семье Налоева Джамурзы Кубатиевича и Налоевой (урожденной Мирзоевой) Хажгуаши Хатокшоковны. В те времена дата рождения при регистрации в документы вносилась неточно; со слов матери Евгении Джамурзовны известно, что день ее рождения совпал с днем православной Пасхи. Православная Пасха в 1920 г. приходилась на 11 апреля; видимо, этот день и является точной датой ее рождения...

Евгения Налоева. Изломы судьбы

Евгения Джамурзовна Налоева, согласно официальным документам, родилась 24 декабря 1920 г. в с. Старый Урух Урванского района КБАССР в семье Налоева Джамурзы Кубатиевича и Налоевой (урожденной Мирзоевой) Хажгуаши Хатокшоковны. В те времена дата рождения при регистрации в документы вносилась неточно; со слов матери Евгении Джамурзовны известно, что день ее рождения совпал с днем православной Пасхи. Православная Пасха в 1920 г. приходилась на 11 апреля; видимо, этот день и является точной датой ее рождения.

Семья Налоевых была большая и зажиточная: отец Джамурза (1875 г.р.), мать Хажгуаша (1883 г.р.), дочери: Лейла (1909 г.р.), Нафо (1911 г.р.), Фардаус (1918 г.р.), Евгения (1920 г.р.); сыновья: Аслангери (1907 г.р.), и Адальгари (1922 г.р.).

У черкесов было принято помимо имени, данному человеку при рождении, присваивать ему еще дополнительные имена, так называемые ц1э лей. Обычно ими называли человека в кругу близких родственников, семьи, односельчан. Бывало, что у человека могло быть не одно, а два-три имени. Так было и в семье Налоевых: Джамурза был для домашних и родственников – Бузэ, Жангуашэ – Зизэ, Аслангери – Тита, Адальгири – Пыта, (он же Адэ), Фардаус – Тинэ. Евгения при рождении получила имя Жанкудас, по документам Евгения, а всемьее ее звали Блау.

Евгения была у родителей поздним ребенком и, может быть, поэтому пользовалась особой любовью отца. Когда она родилась, ее отец Жамурза занимал пост председателя ревкома и председателя Хату-Анзоровского сельского совета.

До 1929 г., до первого ареста своего отца, Евгения училась в начальной школе с. Старый Урух. 30 ноября 1929 г. Налоев Джамурза был арестован по статье 58-10 УК РФССР, а уже 29 января 1930 г. Северо-Кавказская Краевая тройка постановила: Налоева Джамурзу Кубатиевича осудить в «концлагерь на восемь лет. Семью выслать в Севкрай. Имущество конфисковать. Секретарь коллегии ОГПУ Голованов».

Семью Налоевых подвергли т.н. раскулачиванию и в марте выселили из дома, буквально на снег. Некоторое время они (мать Хажгуаша, дочери: Евгения, Нафо, Фардаус и сын Адальгари) нашли приют у дяди – брата отца – Налоева Магомета Кубатиевича. Когда семье стало известно решение властей депортировать их на Север, они приняли решение бежать в Таджикистан, где уже скрывался от репрессий старший сын Жамырзы Аслангери. Старшая дочь Жамырзы Лейла была в это время замужем за Мисостом Абазовым, членом ВКП(б) и крупным партийным работником. После ареста отца в возрасте 21 года она умерла, и за Мисоста выдали замуж ее сестру Нафо. Дядя Евгении Магомет и их зять Мисост помогли им уехать в Таджикистан. Позднее они тоже попали в лагерь на 10 лет, откуда он уже не вернулся. В Сталинабаде (Душанбе) им было нелегко, но это было лучше, чем отправка на Север. Ко всему еще вся семья заболела тифом. К болезни прибавился голод. Здесь умер от болезни и голода младший брат Евгении Адальгари.

Сразу же после ареста в защиту Джамурзы Налоева выступили старые большевики, его соратники по революционной борьбе и Гражданской войне. Жители 12 сел Терского и Урванского района, помнившие его благородный поступок, когда в неурожайном 1921 г. он за счет личных средств спас их от голода, обратились в Президиум ЦИК СССР с просьбой пересмотреть его дело. После освобождения в 1933 г., в результате этих ходатайств, Джамурза возвратил семью на Кавказ, дочерей (Евгению и Фардаус) устроил в г. Орджоникидзе СОАССР, а сам с супругой возвратился в родное село.

В это время Е.Д. Налоева в Чечено-Ингушском педагогическом техникуме, а по окончании двух курсов перевелась в педрабфак. В 1937 г. отца Евгении снова арестовали и по приговору тройки растреляли. Дамоклов меч репрессий вновь навис над семьей Налоевых. В 1937 г. не закончив педрабфак, Е.Д. Налоева уезжает в г. Сталинабад и поступила в располагавшийся там пединститут им. Тараса Шевченко на исторический факультет. Отучившись здесь три года, она снова попала в поле зрения карательных органов; в институте из-за доносов началась ее травля. В связи с этим, пытаясь избежать репрессий, она возвратилась в г. Орджоникидзе в 1940 г., сдала документы в Северо-Осетинский пединститут, который закончила в 1941 г. После окончания института работала преподавателем истории в средней школе с. Црау Алагирского р-на СО АССР.

3 октября 1942 г. она подверглась аресту по доносу недоброжелателя, объявившего ее «немецкой шпионкой». Обвинение было абсурдным. Единственная, может быть, связь ее с Германией (и то условная), была внешность молодой Евгении: она была «арийская» - двадцатидвухлетняя красивая, белокурая, с пышными волосами девушка. Официально это была 58 (политическая) статья, хорошо известная семье Налоевых. По этой статье был расстрелян отец Евгении и в это время отбывал восьмилетний срок старший брат Аслангири.

27 февраля 1943 г., ввиду отсутствия каких-либо доказательств по предъявленному обвинению (шпионаж), ее освободили из-под стражи с полной реабилитацией. После освобождения с целью получения второго (юридического) образования Евгения поступила в г. Орджоникидзе во Всесоюзный заочный юридический институт, в котором училась до 1947 г. С апреля 1945-го по март 1948 г. работала методистом культурно-просветительской работы при Совете Министров СОАССР. В 1948 г. по приглашению Кабардинского пединститута Е.Д. Налоева возвратилась в КАССР, в г. Нальчик, где ее взяли на должность ассистента кафедры истории.

9 мая 1950 г., не проработав и двух лет, она была оболгана приставленными к ней доносчиками и арестована органами Министерства госбезопасности (МГБ). Против нее снова возбудили уголовное дело по политической статье (58-10 ч. I УК РФССР – антисоветская агитация). Особым совещанием (внесудебная ответственность) она приговорена к 8 годам ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь).

29 августа 1958 г. после 8 лет заключения Е.Д. Налоева вышла на свободу. Для того чтобы поправить подорванное в лагере здоровье (Евгении Джамурзовны был туберкулез), она выбрала местом жительства Абхазию, г. Сухум, где снимала квартиру и устроилась на работу швеей-машинисткой. Сразу после освобождения Налоева, считая себя несправедливо осужденной, добивалась своей реабилитации. Многочисленные обращения в Москву, поездки в столицу и даже встреча с К.Е. Ворошиловым, и вот в 1963 г. ее полностью реабилитировали по той статье, по которой она была незаконно осуждена. Все эти годы, несмотря на потерянное время (проведенное в тюрьме, лагере и скитаниях), она не оставляла надежды вернуться к своей профессии и устроиться на работу по специальности.

Вначале это ее стремление не нашло понимания со стороны местных партийных чиновников, и ей пришлось снова, собрав свои небольшие сбережения, ехать в г. Москву, обращаться в ЦК КПСС, Министерство высшего образования. Это было время хрущевской оттепели, осуждения культа личности и сталинских репрессий и, вот, наконец, ее услышали.

Ей предлагают на выбор: восстановление на работе в пединститут (тогда уже КБГУ) на кафедре истории СССР или же учебу в аспирантуре при университете. Е.Д. Налоева предпочла продолжить получение высшего образования, несмотря на возраст (45 лет) и выбрала аспирантуру, которую ей дали возможность закончить с освобождением от работы.

Плодом нескольких лет исследовательской работы с изучением материалов архивных фондов двух крупнейших архивохранилищ (г. Москвы АВПР и ЦГВИА) стала диссертация «Государственно-политический строй и международное положение Кабарды в первой половине XVIII века», после защиты которой 26 июня 1973 г. ей присвоили ученую степень кандидата исторических наук.

В 1969 г. Е.Д. Налоеву восстановили на прежней должности ассистента кафедры истории СССР, в 1970 г. перевели на должность старшего преподавателя кафедры истории СССР дореволюционного периода, где она читала студентам лекции по истории России, преподавала вспомогательные исторические дисциплины (палеография, нумизматика, генеалогия и др.), вела практические занятия и семинары. 20 марта 1990 г. она прошла по конкурсу на должность доцента кафедры истории СССР дореволюционного периода, а 17 декабря 1992 г. ей присвоили ученое звание доцента.

С 1 февраля 1995 г. Е.Д. Налоева по приглашению только что созданного юридического факультета КБГУ перешла на кафедру теории и истории государства и права. В 2000 г. 1 декабря Е.Д. Налоева в связи с состоянием здоровья по собственной просьбе уволилась с должности доцента кафедры теории и права с трудовым стажем 63 года. 2 марта 2007 г. в возрасте 87 лет Евгения Джамурзовна Налоева ушла из жизни.

За долгие годы работы в Кабардино-Балкарском государственном университете на историческом факультете Евгения Джамурзовна Налоева обучила многие поколения студентов, из числа которых впоследствии вышли доктора и кандидаты наук, преподаватели КБГУ и научные сотрудники Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований.

«Политические репрессии черкесов на Северном Кавказе (1918-1940 гг.)»

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх