На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

67. Обряд воздушного погребения у абхазов

В древности предки абхазов регулярно назывались колхами, то ли это было действительностью того времени, толи это ошибка, связанная с переносом соседнего этнонима, истории не известно. Но если с помощью анализа двигаться от современности в прошлое, от достоверных сведений, к сведениям обладающих сомнительной достоверностью, то получается, что из всех существующих народов Кавказа только абхазы использовали обряд воздушного погребения. И уже благодаря ретроспективному анализу выходит, что античный народ колхов и абхазы имеют между собой прямую связь. Первым кто засвидетельствовал воздушное погребение на Восточном Причерноморье в античных письменных источниках, это поэт Аполлоний Родосский (III век до н.э.) в своем стихотворении "Аргонавтика" 202. А на верхних ветвях, привязаны вервием крепким, 203. Трупы висели, Еще и теперь ужасно для колхов 204. Трупы почивших огнем сожигать, не дозволено также 205. Им, мертвецов обрядив, насыпать над ними курганы,- 206. Крепко их завернув в сыромят

В древности предки абхазов регулярно назывались колхами, то ли это было действительностью того времени, толи это ошибка, связанная с переносом соседнего этнонима, истории не известно. Но если с помощью анализа двигаться от современности в прошлое, от достоверных сведений, к сведениям обладающих сомнительной достоверностью, то получается, что из всех существующих народов Кавказа только абхазы использовали обряд воздушного погребения. И уже благодаря ретроспективному анализу выходит, что античный народ колхов и абхазы имеют между собой прямую связь.

Первым кто засвидетельствовал воздушное погребение на Восточном Причерноморье в античных письменных источниках, это поэт Аполлоний Родосский (III век до н.э.) в своем стихотворении "Аргонавтика"

202. А на верхних ветвях, привязаны вервием крепким,
203. Трупы висели, Еще и теперь ужасно для колхов
204. Трупы почивших огнем сожигать, не дозволено также
205. Им, мертвецов обрядив, насыпать над ними курганы,-
206. Крепко их завернув в сыромятные кожи воловьи,
207. Вешают трупы они на деревьях вне города. Все же
208. С воздухом равную долю земля получает, - ведь в землю
209. Женщин они опускают. Таков там закон и обычай!


Николай Дамасский (I век н.э.) в своём труде "Собрание занимательных обычаев" описывая обычай колхов всего одной строчкой написал:

Колхи умерших не погребают, а вешают на деревьях.


Следующий кто внёс вклад в освидетельствование данного обряда Клавдий Элиан ( II - III вв), в своих "Пёстрых рассказах" в четвертой книге указал:

Колхи хоронят своих мертвецов, зашив в шкуры и подвесив на деревья.



Более чем через тысячелетие (1620-1630 гг) было сделано очередное описание обряда воздушного погребения. Его сделал миссионер Арканджело Ламберти в своем произведении "Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией", где он оставил небольшое место и для описания абхазов.

Абхазцы. С северной стороны, ближе всех (к Мингрельцам), живут те Кавказцы, которых Турки называют Абазами (Abassas) или Абкассами (Abcasses). Они хорошо сложены, довольно соразмерного роста, с хорошим цветом лица, ловки сильны и способны к перенесению всех трудов. Их страна здорова, приятна, изрезана холмами, весьма плодородными и очень богатыми. Они разводят большие стада 97 я живут охотой и молочными скотами; не едят рыбы, хотя ее у них великое изобилие, а в особенности не любят до отвращения раков, издеваясь часто над своими соседями Мингрельцами, которые приготовляют из них лучшее кушанье. Они не живут ни в городах, ни в башнях, но 15 или 20 семейств соединяются вместе и, выбрав вершину какого нибудь холма, ставят на ней хижины и окружают их плетнем и глубокими рвами. Так поступают они для того, чтобы не подвергаться нападение даже туземцев. Они стараются похищать один другого и обращать в рабство для того, чтобы продать туркам, которые за красоту высоко ценят рабов из этого народа. Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева (dans un tronc d'arbre qu'ils ont ereuse), который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего, а чтобы послать на тот свет коня, гоняют его во всю прыть от этого дерева до тех пор, пока тот не околеет. Если он издохнет скоро, то говорят, что хозяин любил его сильно; если же, напротив, он долго не издыхает, то говорят, что покойник этим показывает, как мало заботился о нем. Я ничего не скажу об Аланах и Зихах (Zichi) по той причине, что, по образу жизни, они похожи отчасти на Сванетов (Souani) и Абхазцев.
[img]"[/img]
Carte de la Mer Noire. 1764 Carte de la Mer Noire. 1764

В этом же веке (1640 г) турецкий путешественник Эвлия Челеби будучи на абхазском берегу, и описывая племя "усувиш" также рассказал об это обряде.

Описание племени усувиш. У этого племени есть ветхая, разрушенная крепость, которая стоит на берегу моря, на отвесной скале. Из-за непогоды мы со всеми нашими попутчиками, вооруженными ружьями, провели там одну ночь и были начеку. К нам пришел бей племени усувиш и угостил нас, преподнеся пять баранов. Это племя изготовляет деревянные луки, а стрелы делает из можжевельника. Их три тысячи человек, и все носят ружья. Их пристанью является крепость Усувиш. В их горах водятся медведь, кабан, лисица, шакал, похожая на соболя каменная куница, куница, гиена, олень, рябчик. Здесь большие горы. Примечательно, что [люди] этого племени абаза трупы своих беев чаще всего кладут в деревянную колоду, как в сундук. Прикрепив ее к вершине высокого дерева между двумя ветвями, они оставляют ее там, проделав отверстие у изголовья. По их ложному убеждению, в то отверстие [покойник] смотрит на рай. Со временем через это отверстие [внутрь] проникают сотни тысяч пчел и под мышками и между ногами трупа абаза откладывают мед. В свое время [усувиши] вскрывают крышку [этого] сундука, вынимают мед [вместе] с волосами, наполняют бурдюки и [так] продают. Со словами «это мед абаза» люди накидываются на него и расхватывают. Но они не знают, с какой мерзостью имеют дело. Надо очень остерегаться меда абаза. Хотя в этой стране Абаза очень много странного и удивительного, /107/ но описать все это невозможно. Здесь мы тоже купили много юношей абаза. Два дня мы шли на запад и дошли до племени ашагылы.

А еще через год, в 1641 году, Эвлия Челеби двигаясь по Кубанским землям описал этот обряд у бжедугов, которые, согласно этому же автору, были абхазского происхождения. В данном отрывке Эвлия Челеби замечает, что у бжедугов этот обряд существует в противоположность черкесам (адыгам), которые традионно своих покойников зарывают.

Стоянка пшуко бузудуков Здесь обитает бей бузудуков Азамат-Гирей. Он распоряжается в целом тремя тысячами воинов. Они живут в труднодоступных Абхазских горах, где во множестве водятся тигры, рыси, дикие кошки, куницы, лисы, пятнистые лани величиной со слона, косули, олени-ягмурджа и таблалы. И этот народ, в полную противоположность черкесам, не зарывает своих покойников, не засыпает их землей. Они выдалбливают внутренность толстого дубового бревна наподобие колоды и в нее помещают покойника. Накрепко закрывают колоду, а снизу и сверху проделывают отверстия. Затем она подвешивается к ветвям развесистого дерева и оставляется там. Через отверстия внутрь проникают затем медоносные пчелы, откладывают мед. Таким образом они узнают: умерший — в раю. Если же пчелы не откладывают меда, они плачут, восклицая: «О, наш умерший — в аду!» В сильнейшем огорчении они, ради духа умершего, режут пять-десять свиней и раздают их гостям.

Автор многих произведений Царевич Вахушти Багратиони (1696-1757гг.) в "Географии Грузии" описывая соседние народы, рассказал и о обычаях абхазов.

«По вере — христиане, но невежи во всем: их можно сравнить с идолопоклонниками, ибо мертвецов своих не хоронят, но вместе с их же украшениями и доспехами и одеждою, положив в гроб, кладут на деревья и, если мертвец засвистит при помощи дьявола, верят, что он спасен будет. Но знают родство, единоженство, пост, сильно почитают священников. Между ними не бывает прелюбодеяния, нарушения супружеской верности, ибо виновных сжигают.»

#абаза #абадзехи #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #бжедуги #шапсуги

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх