[i]Никто среди рыцарских орденов не может сравниться по популярности с рыцарями Ордена Храма. Они же – храмовники, они же – тамплиеры («templiers» по-французски именно «Храмовник» и означает)...
Никто среди рыцарских орденов не может сравниться по популярности с рыцарями Ордена Храма. Они же – храмовники, они же – тамплиеры («templiers» по-французски именно «Храмовник» и означает).
Своей известностью они обязаны в основном своему невероятно быстрому обретению богатств, загадочным уничтожением ордена, обширными познаниями в разных областях, превосходной организацией и, конечно, невесть куда девшимися сокровищами.
Но начиналось все очень скромно. Стояли времена Первого Крестового похода. Некий рыцарь Гуго де Пейн и небольшая группа бедных (действительно бедных) рыцарей объединились в группу, чтобы защищать паломников, в Иерусалим, которые постоянно подвергались нападениям разного рода джентльменов удачи.
Надо сказать, что Гуго де Пейн был примечательной личностью. Звание рыцаря он умудрился получить уже в 15 лет и участником Первого Крестового похода он становится уже имея за плечами 15-летний опыт (т. е. ему было около 30 лет).
Когда же он с единомышленниками взялся за защиту паломников, ему было уже где-то под 50, что автоматически означало, что этот немолодой рыцарь был матерым ветераном и дорожной гопоте было чего бояться.
На бедных рыцарей обратили внимание, ибо за год своей деятельности они основательно повысили безопасность дорог. Получив поддержку короля Иерусалима и духовной власти, образовавшийся в 1119 году Орден бедных рыцарей Христа и храма Соломона отправился в Европу вербовать новых членов.
Уж чего-чего, но бедных рыцарей в Европе было в избытке! Орден придал их бестолковой жизни смысл и обеспечил какой-то контроль над этим умелым в убиении себе подобных сбродом.
Ибо на практике такие бедные, но бесхозные рыцари часто были хуже любого разбойника. Теперь же благородные «гопари» стали чем-то вроде общества ДОСААФ.
Бедность теперь уже не была для них позором и вечной проблемой, поскольку они были обязаны быть бедными, а богатеть имел право только сам орден.
Что и произошло, благо многие состоятельные члены ордена жертвовали ему свои богатства, да и пожертвования благоволящих ордену сиятельных лиц помогли изрядно. Рыцари давали обет безбрачия, поэтому наследников (законных во всяком случае) у них быть не могло.
К этому добавилось еще и то, что орден вскоре был избавлен от налогообложения и не только это. На льготы для ордена вообще не скупились.
Далее тамплиерам удалось разработать банковскую систему, которая вскоре действовала уже по всей Европе. Такой эффективности способствовала еще и строгая иерархия, фактически превратившая орден в тоталитарную секту, как его назвали бы сейчас.
Важной особенностью устройства ордена была отстраненность от светских властей. Лица, имевшие связи с монаршими особами, в ордене не приветствовались.
Собственно рыцарей среди тамплиеров было немного – около тысячи человек и стать новым членом мог только тот, кто чем-либо обратил на себя внимание ордена. Такая закрытость стала какой-то настораживающей, а баснословные богатства сделали орден еще и лакомым куском.
При этом репутация тамплиеров была на высоком уровне. Рыцари этого ордена не занимались беспределом, строили замки, хорошие дороги, постоялые дворы и охраняли их, что значительно облегчало передвижение и торговлю. К тому же орденские дороги были бесплатными.
Так что ужас, который простые люди якобы испытывали перед орденом, скорее всего, был сочинен на обвинительном процессе. В реальности же ненавидеть тамплиеров особых причин не было. Тем более что изрядные суммы из орденской казны шли на помощь бедным да больным.
Часто тамплиеров рисуют как кровососов-ростовщиков. Да, был у них такой бизнес. Но в отличие от евреев и ломбардцев процент тамплиеры брали крохотный.
И это тоже портило жизнь тем, что мечтал нажиться на том же бизнесе, ибо тамплиеры устроили прочим ростовщикам лютый демпинг, занизив процент на займы до минимума.
Кстати, каждый рыцарь обязан был лично (именно лично!) заниматься благотворительностью. Так что поводов ненавидеть храмовников у людей было очень мало. А вот у их конкурентов – более чем.
В конечном счете монархам и папе римскому стало ясно, что в Европе завелась мощнейшая сила, которая обладает колоссальным богатством, владеет множеством земель в разных государствах, имеет закрытую организацию и фактически уже не подчиняется никаким королям и папам.
Единственным слабым местом ордена было то, что он был разбросан по всей Европе, и в одном месте свою армию он собрать не мог.
К тому времени Филипп IV Красивый уже задолжал ордену как земля колхозу, да и с папой Климентом V дела не заладились.
Была запланирована кампания против мешающей всем организации, и в период с 1307 по 1314 годы членов ордена стали сажать в тюрьмы, где над ними «вели следствие» в соответствии с тогдашними обычаями.
Кого-то казнили, кого-то заточили, мелких сошек отпустили после покаяния, а наиболее значимых лиц тоже казнили, но уже с пристрастием.
В 1312 году римский папа упразднил орден и то, что возрождалось позднее уже было его бледным подобием, а чаще даже не подобием вообще.
Куда делись сокровища тамплиеров – это неясно до сих пор. Точная сумма оных неизвестна, неизвестно и то, какими методами изымались богатства, сколько было разворовано и прочее. Однако некоторые группы рыцарей, решив обосноваться подальше от мест гонений, как-то внезапно оказались богаты.
О том, что там было на уме у тамплиеров – тоже ходит много домыслов. Кто-то их романтизирует, кто-то тоже романтизирует, но уже как посланцев Тьмы. Как бы там ни было, но тамплиеры во многом невольно породили и такое явление как теории заговора, без которых современный мир просто немыслим.
И последнее: нельзя забывать о том, что последний магистр ордена проклял и папу, и короля, пообещав судиться с ними у престола Божьего менее чем через год. Заодно проклял их род до 13 колена.
Папа помер через месяц, а в церковь, где он дожидался погребения, ударила молния и папа изжарился. Филипп Красивый умер через полгода. Его прямые потомки вымерли гораздо быстрее, чем через 13 колен.
Впрочем, боковым ветвям династии тоже пришлось несладко. Согласитесь, что эта тема породит еще не одно художественное произведение о загадочных храмовниках!
Источник
Свежие комментарии