Этномедицина адыгов. Лекарственные растения. Омела – viskum album. Сем. ремнецветных – loranthaceae. – Адыг. кугъу, гъо (мыягъо // кургъо) Аннотация: [i]Омела белая – вечнозеленый кустарник, паразитирующий на деревьях. Необычность растения послужила предметом суеверного почитания его у многих народов в древности.
У адыгов леса пораженные омелой назывались «Кургъо мэз». Ветви с листьями этого растения широко использовались адыгами с хозяйственной целью и в народной медицине. Омела получила применение как отхаркивающее и противосудорожное средство, при гнойных ранах назначалась наружно...
Этномедицина адыгов. Лекарственные растения. Омела – viskum album. Сем. ремнецветных – loranthaceae. – Адыг. кугъу, гъо (мыягъо // кургъо)
Аннотация: Омела белая – вечнозеленый кустарник, паразитирующий на деревьях. Необычность растения послужила предметом суеверного почитания его у многих народов в древности. У адыгов леса пораженные омелой назывались «Кургъо мэз». Ветви с листьями этого растения широко использовались адыгами с хозяйственной целью и в народной медицине. Омела получила применение как отхаркивающее и противосудорожное средство, при гнойных ранах назначалась наружно.
Ключевые слова: омела белая, лекарственное растение, растение-паразит, народные поверья, лечебные свойства, хозяйственное значение.
Омела белая является вечнозеленым кустарником, ведущим наполовину паразитический образ жизни. Паразитирует на многих садовых, хвойных, лиственных деревьях и кустарниках. Как правило, живет она на лиственных породах деревьев, таких как кислица, клен, липа, тополь, берёза. Реже омелу можно встретить на белой акации, дубе, грецком орехе. Паразит распространяется семенами, которые переносят птицы. Обычно омела укореняется в ветках деревьев и затем даёт присоски в глубину древесины. Влагу и питательные вещества берет из дерева, на котором растет, запуская свои корни глубоко под кору, на котором паразитирует омела, что снижает иммунитет растения и приводит его к гибели. Поэтому пораженные омелой деревья живут намного меньше своих здоровых собратьев.
Омела развивает многочисленные вильчато-ветвящиеся деревянистые стебли, образующие почти шарообразный куст. Ветки в узлах вздутые, желто-зеленые. Листья толстые и кожистые, продолговатые, с тупой верхушкой, цельнокроеные, с пятью параллельными жилками, темно-зеленые, сидячие, супротивные. Цветки невзрачные, желтовато-зеленые, сидят группами по 5-6 в развилинах стебля. Ягода шаровидная, белая, односемянная, внутри клейкая, содержащая каучук. Данное свойство нашло отражение в родовом названии viscum – птичий клей (лат.). Цветет омела в марте-апреле, а плоды – белые сочные ягоды – созревают в августе-сентябре. Дрозды, свиристели и другие пернатые, питаясь ягодами, переносят семена на ветки других деревьев. Для прорастания семян необходим свет, поэтому омела поселяется чаще на вершине дерева. Произрастает в западных и южных районах Европы, на Кавказе. Также она встречается в юго-западных, центральных и южных регионах европейской части России, в Беларуси, на Украине. На Дальнем Востоке и Приморском крае произрастает омела окрашенная.
Заготовка омелы в качестве растительного сырья производится поздно осенью или зимой, главным образом – молодых ветвей с листьями. Листья омелы белой при этом должны быть хорошо высушенными, желтовато-зеленого цвета, не побуревшими и не почерневшими, без плесени и без посторонних примесей. Сушат под навесами или в теплых помещениях с хорошей вентиляцией, расстилая тонким слоем в 3-5 см на ткани или бумаге. Хранят заготовленное сырьё в закрытой таре один год [1].
Омела белая в древности служила предметом суеверного почитания. Это растение было важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племен. Друиды – жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и предохранять от зла. Особенно сильные качества друиды приписывали тем редким омелам, которые находили на дубе. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Англичане, как потомки друидов, обожествляют омелу белую, растущую на дубе, считая её самым священным растением. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом, получила дополнительные сакральные качества. В скандинавских сагах Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти. Впоследствии это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали использовать в качестве традиционного рождественского украшения. На Рождество поцелуй под подвешенной на потолке омелой сулит вечную любовь и непременно должен привести к счастливому браку [2].
Химический состав омелы не до конца изучен. Но уже сегодня из листьев и ветвей омелы выделены такие вещества как: сахар, камедь, крахмал, жирное масло, горькое, дубильное и белковое вещества, минеральные соли и клейкое смолистое вещество – висцин. В молодых побегах растения обнаружены ацетилхолин и гамма-аминомасляная кислота. В цветках и молодых листиках обнаружены различные типы флавоноидов, алкалоидов, сапонинов, амирины, урсоловая и бетулиновая кислоты, а также рамнетин и кверцетин, различные гистамины, витамин Е, несколько видов органических кислот.
Установлено, что омела белая обладает вяжущим, мочегонным, кровоостанавливающим, обезболивающим, противовоспалительным, антисклеротическим и слабительным свойствами. Это растение способно понижать артериальное давление (его используют в качестве депрессанта), усиливать деятельность сердца, расширять сосуды, уменьшать возбудимость центральной нервной системы, увеличивать выделение молока у кормящих женщин, а также принято считать её противосудорожным, тонизирующим и усиливающим потенцию средством.
Омела издавна используется как лекарственное растение. Прежде всего, её ценили как лекарство от всех болезней и средство против всякого яда. По древнему поверью друидов она является универсальным противоядием. Это поверье сохранялось вплоть до нашего века у крестьян в Лакоме на юге Франции. В I веке Плиний отметил, что омела хорошо помогает при эпилепсии и приступах головокружения, сам же он лечил ею раковые опухоли. Со времен же Гиппократа в медицине ее применяли как кровоостанавливающее и вяжущее средство. Японские айны, швейцарские крестьяне и врачи Англии и Голландии XVIII в. считали омелу могучим целебным средством. Иероним Бок (1498-1554) и П.А. Маттиолус (1501-1577) утверждали, что омеловая мазь лечит нарывы, язвы и гнойные раны, а Себастьян Кнайпп рекомендовал омелу для остановки кровотечений и лечения нарушений кровообращения. Исходя из этого, как антисептик от гнойных ран, в средневековье омелу белую имел при себе каждый путник.
Омела белая занимает важное место и в народной медицине адыгов. По информации К.Х. Меретукова, леса, зараженные омелой, адыги называли «Кургъо мэз» «омелий лес». Такие леса были между Габукаем и ст. Рязанской, а также лесной массив между рр. Белой и Пшишем. Обычно Омела поселяется на деревьях мягкой породы, к которым относятся и плодовые. Известно, что леса на всем протяжении Северо-Западного Кавказа были всегда богаты дикорастущими плодовыми деревьями. Особенно много здесь произрастало диких яблонь, которые адыги называли «мые». Дикие яблони – «мые» формировали целые лесные массивы, на которых и селилась омела, быстро распространяясь по всему лесу, в связи с чем ей дали и другое название «мыегъо / мыегъу» – «высушивающее яблоню».
Омела нашла широкое применение в хозяйстве. Её срезали вместе с ветками деревьев, отделяли веточки от ягод, так как ягоды ядовиты, и заготовляли в корм скоту. Применяли также как приправу при изготовлении бузы («бахъсымэ» – напиток из перебродившей просяной или кукурузной муки), чтобы придать напитку специфический запах [4: 117].
Исследователь флоры Кавказа А.Х. Роллов дает черкесское название омелы «hako», а также пишет, что на Кавказе листья и стебли без ягод, использовали в корм скоту и, как отмечают местные жители, от такого прикорма скот значительно прибавляет в весе в зимнее время.
В садоводстве отваром омелы смазывают стволы деревьев для защиты их от муравьёв и других насекомых [5].
Адыги с лечебной целью предпочитают использовать омелу, выросшую на дубе. Молодые ветви омелы с листьями собирают поздно осенью или зимой, высушивают и хранят в сухом месте. Листья омелы, заваренные в виде чая, назначают как средство против кашля, а высушенными и смешанными с квасцами делают ингаляции («кIэгъэон»). Используют как противосудорожное, при различных формах истерик. Омела обладает кровоостанавливающим действием. Сок измельченного растения при приеме внутрь помогает больным со смещенным переломом кости. Несмотря на то, что плоды ядовиты, они находят применение в лечебной практике как наружное средство при нарывах и гнойных ранах [6]. Сбор полевого материала по использованию омелы значительно затруднен, так как целителей, использующих это растение в лечебной практике мало, ввиду ядовитости растения и необходимости специальных знаний при его применении. Ядовитые растения содержат значительное количество действующих веществ, и при правильном их применении с соблюдением доз имеют широкий спектр действия.
Литература:
1. Гаммерман, А. Ф. Курс фармакогнозии. – Издательство «Медицина» Ленинградское отделение, 1967.
2. Георгиева Н. Омела с точки зрения биолога [Электронный ресурс ]. URL. https://www.nkj.ru/archive/articles/7540/
3. Омела белая (Viscum album L). [Электронный ресурс]. URL. http://herbalogya.ru/library/viscum.php
4. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. – Майкоп, 2003.
5. Роллов А.Х. Дикорастущие растения Кавказа, их распространение, свойства и применение. – Тифлис, 1908.
6. Полевой материал собран в ауле Уляп (Адзинова Ф.) в 1992 г.
Вестник науки АРИГИ №16 (40) с. 117-119.
Источник
Свежие комментарии